New York Times вечером 8 ноября сообщала о 85% поддержки кандидата в президенты США от демократов Хиллари Клинтон. Однако спустя 6 часов этот показатель резко снизился до 17%, а потом и вовсе до пяти. В итоге победу одержал республиканец Дональд Трамп.
Как заявил известный американский социолог, профессор Принстонского университета Сэм Ван, вся индустрия соцопросов провалилась на выборах в США.
По мнению политолога, социолога Леонида Давыдова, система соцопросов будет совершенствоваться.
"Кризис — это пусть к развитию, как известно. То, что что-то неладно в индустрии опросов, понятно достаточно давно. Мы сталкиваемся с этим давно, как вы помните, еще с выборов московского мэра в 2013 года. Потом это часто угадывалось на проценте голосования за ЛДПР, за "Единую Россию", и так далее. Люди стали больше скрывать свой выбор по тем или иным причинам. Чтобы учитывать эту скрытность, необходимо делить опросы на более мелкие группы, они должны быть не тотальными, а учитывающими специфику групповых интересов", — считает Леонид Давыдов.
Мнением по этому поводу с Pravda.Ru также поделился сопредседатель Совета по национальной стратегии, профессор кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий ГУ-ВШЭ, политолог, заместитель председателя Научного совета ВЦИОМ Иосиф Дискин.
— Почему на выборах в США провалилась индустрия соцопросов? Что будет с самой системой исследований?
— Да ничего. Это просто непрофессиональная работа с опросами, с ними надо очень аккуратно работать. Тут работает всем известный эффект: когда доминируют СМИ с одной позицией, многие в своих опросах либо уклоняются от общения с интервьюерами, либо корректируют, скрывают свою позицию.
Когда оцениваются данные опросов надо смотреть на данные по количеству уклонившихся от ответа и так далее. Большинство из них и были сторонниками Трампа. Еще в августе я говорил о том, что зазор такой (количество уклонившихся от ответа) в Америке составляет 4-5 процентов. Поэтому то, что Клинтон опережает на 2-3 процента Трампа по опросам это означает, что на самом деле выигрывает Трамп, что и произошло.
— А есть ли в таком результате доля той странной и запутанной избирательной системы США… все эти выборщики?
— Она запутанная и странная, но не в данном случае. В данном случае вопрос не в том, как проголосовали Штаты. Каждый штат проголосовал и его данные зафиксированы. В этом смысле вся система не при чем. Это же не случай 2000 года, когда Гор собрал большинство голосов, а из-за того, что во Флориде Буш опередил всего лишь на 500 голосов и результат такой получился. А здесь-то все очень последовательно. Трамп выиграл и по голосам и по штатам.
— Все политологи, которых мы опрашиваем очень осторожны отзываются о перспективе российско-американских отношений, возможно Трамп санкции потихоньку будет отменять. Но тактика сдерживания останется прежней. Согласны?
— Что объединяет Путина и Трампа? Их объединяет одно — интересы своих стран и народов, прежде всего. И они будут искать способы, чтобы, с одной стороны, соответствовать интересам стран и народов, а с другой стороны, поскольку в интересы эти не входит конфронтация, то вполне они найдут общий язык. Трамп подтвердил, что он готов встречаться с нашим президентом еще до инаугурации. Это означает, что еще где-нибудь в конце декабря, после того как выборщики соберутся и проведут формальное избрание президента, потому что сейчас избирали только выборщиков. В этот момент начнется диалог.
— То есть и снятия санкций скоро можно ждать?
— Нет, вот этого я не говорил и не могу сказать. Потому что основные санкции наложены не Соединенными Штатами, а европейцами. Санкции это скорее результаты аж до германских выборов до октября 2017 года.
— Но давили-то США…
— Солируют США, а те кто сегодня правит бал в Европе - это воспитанники той американской элиты, которая потерпела поражение. Их хозяева будут уходить или, по крайней мере, ослабнут, а они будут продолжать действовать в соответствии со своей логикой.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.