В Церкви существует давняя традиция совершать специальные молебны во время стихийных бедствий, нашествия врагов, засухи или ненастья, а также эпидемий. Православные жители Липецка собираются пройти по улицам крестным ходом, во время которого они будут молиться об избавлении от гриппа. Молебны против гриппа проходят и в других городах России.
Крестный ход, в ходе которого православные верующие будут молиться об избавлении горожан от эпидемии гриппа, пройдет в Липецке 13 февраля. Организатором молитвенного шествия выступила община Святых царственных страстотерпцев. Как сообщает Gorod48.ru, эта община уже не первый раз проводит крестные ходы, в том числе и против эпидемий. Православные дважды проходили с молитвой по улицам города во время эпидемии гриппа A H1N1 осенью 2009 и весной 2010 года.
В этот раз верующие пройдут тем же маршрутом, что и в прошлый раз: от площади Соборной — через площадь Героев — к 19-му микрорайону — к часовне Святой мученицы Татианы. В студенческом храме духовенство отслужит молебен, и крестоходцы отправятся через улицу Катукова в поселок тракторостроителей, где в храме Архистратига Михаила состоится богослужение.
В Священном Писании говорится, что землетрясение, потоп, засуха, голод, эпидемия и прочие стихийные бедствия происходят или непосредственно по воле Божией, или по Его попущению. Христиане верят, что эпидемии бывают необходимы для вразумления грешников и свидетельствуют о любви Божией к Его народу. В Евангелии от Луки всевозможные бедствия описываются как начало Божия Суда в конце времен: "…Будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба" (Лк 21. 11).
В то же время Библия содержит множество примеров, когда по ходатайству и молитве праведников, таких как Авраам, Моисей, пророк Илия, люди были избавлены от грозящих им бедствий. Через ветхозаветного пророка Захарию Господь заповедует всем просить у Него "дождя во время благопотребное". Евангелие рассказывает, как Иисус Христос укрощает бурю по просьбе Своих учеников. В христианской богослужебной практике со временем появились особые чинопоследования на случаи стихийных бедствий.
Раннехристианский писатель и философ Тертуллиан писал язычникам: "Вспоминая о несчастьях, постигавших землю в прежние времена, видим, что с тех пор, как существуют христиане, люди наказываются с меньшей строгостью: с того времени земля нашла ходатаев перед Богом. Когда зимние и летние дожди пресекаются и земля угрожается ужасным бесплодием, мы, изнуряясь постом, очищаясь воздержанием, обезоруживаем небо и испрашиваем прощение".
Многие чудотворные иконы и мощи святых прославились тем, что по молитве перед ними людям удавалось остановить эпидемии. Например, во времена страшной моровой язвы 1770—1771 годов, эпидемий холеры в 1848 и 1871 году тысячи людей стекались в Хотьково, чтобы помолиться у гробницы схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, которые в то время уже считались местночтимыми святыми. Губительныеболезни чудесным образом обходили Покровскую обитель стороной, и все, кто молился у гробницы Кирилла и Марии, оставались живы и здоровы.
О дореволюционной практике молебствований во время бедствий рассказывается в жизнеописании священномученика Владимира Киевского, впоследствии прославленного в лике Новомучеников и Исповедников Российских. Прежде Киевский владыка занимал Самарскую и Тифлисскую кафедры и в этих краях столкнулся с эпидемиями холеры.
"Во время эпидемии холеры владыка стал устраивать на площадях Самары общенародные молебствия перед чтимым образом Смоленской иконы Божией Матери об избавлении народа от губительной болезни. В своих проповедях владыка призывал жителей города оказывать помощь больным. "Призрение за больными — это одно из таких добрых дел, которые никогда не останутся без награды", — говорил он. Епископ сам посещал лазареты, ободряя и утешая больных словом и совместной молитвой. Когда эпидемия достигла таких размеров, что на холерном кладбище стали хоронить одновременно сотни людей, владыка стал служить здесь панихиды о новопреставившихся. В конце концов эпидемия пошла на спад и прекратилась, что многие приписывали деятельности и молитвам владыки", — сказано в жизнеописании митрополита Владимира.
Выдающиеся организаторские способности святого проявились и во время эпидемии холеры в Закавказье в 1893 году. "Получив 7 августа из комитета народного здоровья известие о том, что в последних числах июля обнаружены случаи заболеваний азиатской холерой в Тифлисе, архиепископ Владимир призвал все население города к общей молитве; и 15 августа, в день праздника Успения Божией Матери, состоялся крестный ход, прошедший по тем частям города, где обнаружились начатки эпидемии. Затем на площади был отслужен молебен и прочитана молитва, после которой владыка обратился к народу с такими словами: "Постигшая нас болезнь не есть дело случая, как могут думать некоторые. Это дело правосудия Божия, кара Всемогущего, бич Божий, простертый для нашего же испытания и отрезвления. В Священном Писании много примеров, уверяющих, что всегда Бог отводил в сторону Свой меч, направленный на человека, если только последний, заметив его, вразумлялся и старался избавиться от меча Божия", — сказано в жизнеописании святого.
Молебны во время эпидемий гриппа в разное проходили во многих епархиях Русский православной церкви: Томской, Донбасской, Владивостокской, Минской, Воронежской. По такому случаю используют древний богослужебный чин, который называется "Молебное пение во время губительного поветрия и смертоносныя заразы". Если поблизости нет священника, это последование могут прочитать и миряне, опуская священнические возгласы. "О еже услышати от храма Святаго Своего глас наш и исцелити болезни смертныя, одержащыя нас, и потоки беззакония смутившыя нас изсушити, Господу помолимся", — сказано в одной из молитв этого чина.
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.