Имя днепропетровского священника Николая Несправы знает вcя Украина. Настоятель местного храма Иверской иконы Божьей Матери известен как архитектор, богослов, историк Церкви. Но больше священника знают как "батюшку-экстремала"Он дайвер, байкер и неутомимый путешественник. В конце июля батюшка отправился изучать жизнь людоедов Новой Гвинеи.
Когда журналисты пытаются охарактеризовать отца Николая Несправу одним словом, они оказываются в тупике. Архитектор, создавший на месте пустыря храмовый комплекс с детским городком. Историк Церкви, удостоенный ученых степеней ряда европейских академий. Археолог, участвовавший в экспедиции по поднятию запорожской бригантины. Талантливый журналист, глава информационного агентства "Время". И так далее, и тому подобное… Соотечественники отца Николая, характеризуя батюшку, обычно говорят "батюшка-экстремал". Кроме пастырского служения, научных трудов и работы в СМИ, батюшка серьезно занимается экстремальными видами спорта. Пресса, видя столь разностороннего человека, иногда разводит руками: когда же протоиерей Николай Несправа успевает служить?
В Днепропетровской епархии корреспонденту "Правды.Ру" сказали, что отец Николай "прежде всего, батюшка. Многих епископов, самого Святейшего Патриарха, раздражает, когда люди разбрасывают себя на множество увлечений". По словам собеседника издания, отец Николай не из таких, но он, прежде всего, священник. "Он очень хороший батюшка, достойнейший батюшка, которого любят люди, знают и уважают во многих православных странах. Мы все должны благодарить Бога за то, что такие священники еще есть. Наличе у одного человека такого количества талантов — это свидетельство Божьего благословения".
Отец Николай — мотогонщник, инструктор международного класса по дайвингу, мастер спортивного пилотажа и высокоточной стрельбы. Священник дружит с "Ангелами", украинскими собратьями "Ночных волков". Активно занимается социальной реабилитацией трудных подростков. Батюшку знают десантники. Отец Николай — кавалер ордена ветеранов ВДВ "Рыцари неба". Награду священнику вручал Герой России Александр Маргелов, сын легендарного генерала Маргелова.
Читайте также: Океания вспоминает русского Гогена
Небесный покровитель отца Николая — Святитель Николай Чудотворец, покровитель путешественников. Украинский священник — неутомимый путешественник, основатель сообщества "Пилигрим". Эмблема сообщества — вольный кондор, взмывающий над солнечным диском. О своем проекте отец Николай написал: "Каждый увидит нечто, но все мы увидим все. Человек — не лежачий камень, поэтому ему нужна река дороги, которая смывает все наносное и ненужное. Она очищает нас как слезы и заставляет взглянуть на мир чистыми глазами".
"Пилигрим" не просто объединяет тех, кто хочет повторить подвиги героев Жюля Верна. Цель миссии "Пилигрима" — приобщить людей к Христу. "Мы выбираем дороги, но и дороги выбирают нас. Так было с первым земным путешественником Авраамом, свободный выбор которого указал путь его потомкам". Понятно, что один человек не может сразу "объять необъятное", — сказал как-то отец Николай. И добавил: "Выбор всегда отсекает возможности. Это значит, что ни одному человеку не дано увидеть весь Божий мир. А хочется!… Поэтому "Пилигрим"" предлагает объединить усилия и приглашает каждого поделиться своим опытом в преодолении земных и духовных дорог".
Сообщество" "Пилигрим" появилось не так давно, и сразу приобрело статус международного. Оно объединило всех, кого можно назвать "экстремальным человеком". На сайте сообщества размещены фотоотчеты, видеогалареи, путевые дневники. Географический охват — от тропиков острова Доминика до развалин древней Эллады.
В конце июля этого года отец Николай заявил, что собирается сделать нечто более экстремальное, чем привычные для него погружения на океанские глубины или затяжные прыжки с парашютом. Батюшка сказал, что хочет посетить Папуа-Новую Гвинею. Государство, где подавляющее большинство граждан осталось в каменном веке.
В тропики Новой Гвинеи рискнет поехать не каждый европеец. Во влажных тропических лесах можно легко подхватить неизлечимую форму малярии или тяжелой тропической лихорадки. Миклухо-Маклай, первый исследователь папуасов, оставил в своем дневнике такие строки: "Могущественная защита туземного населения — это бледная, холодная, дрожащая, затем сжигающая лихорадка". Выдающийся русский этнограф прожил на острове почти три года. Во время последнего года пребывания он заразился местной болезнью, вызвавшей ту самую лихорадку, о которой ученый писал в своем дневнике. Миклухо-Маклай чуть не погиб от смертельной болезни. Этнограф так и не смог до конца вылечиться от тропической болезни, умер в возрасте 41 года. От болезней острова целиком не спасут даже современные вакцины. Штаммы той тропической малярии изменяются таким образом, что медицина о них узнает последней. Все известные прививки дадут приезжему в PNG пятидесятипроцентную гарантию. Это еще в самом лучшем случае.
Но отец Николай, если бы боялся только лихорадки, не был бы экстремалом. Цель его поездки другая — посетить людоедские племена Новой Гвинеи. Каннибализм сохранился почти на всей территории государства в нетронутом, девственном виде. Власть правительства распространяется только на узкую полосу столичной провинции. Там, в городе Порт-Морсби располагаются органы власти и иностранные представительства. Остальная часть страны живет по законам "охотников за головами" и ритуальных каннибалов. На карте Папуа есть такие места, о которых не знают даже в столице Порт-Морсби. Все экспедиции, отправлявшиеся туда, исчезали бесследно. Западные этнографы считают, что члены пропавших экспедиций стали пищей местных людоедов.
К слову о людоедах. Каннибализм в Новой Гвинее имеет не только привычный европейцу ритуальный характер, но и исключительно утилитарный. Земледелие в этой стране практически не развито, пригодных для пищи диких животных крайне мало. Собирательство с помощью палок-копалок и веток не покрывает пищевых потребностей папуасов. В голодные годы, которые у папуасов довольно часты, в пищу идут местные дети, старики и женщины. Аборигены их считают самыми бесполезными едоками и поэтому истребляют без лишних угрызений совести. Известно многим, что завезенные европейцами свиньи и собаки у папуасов ценятся выше местных женщин. "Правда.Ру" уже писала о том, как в этой экзотической стране обходятся с женщинами. Как с местными, так и с приезжими. Можно сказать, что в глазах среднестатистического папуаса белая женщина — не только низшее существо, но и враг, самка чужака.
Читайте также: Папуа: страна женского рабства
Почти каждый белый для аборигена PNG до сих пор остается чужаком. Христианские миссионеры, которые осмеливаются проникнуть в папуасские деревни, часто встречают недружественный прием. В худшем случае чужаков убивают и съедают, в одном из лучших местные шаманы посылают на христиан проклятия в виде заклинаний.
В семидесятых годах прошлого века группа американских евангелистов проповедовала христианство в одной из отдаленных деревень центра страны. В этой деревне они встретили яростное сопротивление в лице местного шамана. Миссионеры рассказывают, что когда они отказались покинуть деревню, шаман наложил на них проклятие. Группу, которую проклял жрец, возглавлял молодой новозеландец по имени Дэвид. Пробыв в деревне некоторое время, миссионеры вернулись в Порт-Морсби.
"Дэвид, как и все мы, не обратил внимания на проклятие. Много раз шаманы проклинали нас, но это не имело никаких последствий. Однако Дэвид сообщил, что еще в деревне он временами чувствовал лихорадку, которая сейчас прошла, но все же он был ослаблен. Я предложил ему показаться врачу, но он сказал, что чувствует себя лучше и ему надо просто отдохнуть.
Спустя пару дней Дэвиду стало хуже. У него снова был жар. Через день, то есть спустя три дня после возвращения из деревни, я зашел в комнату, где на кровати лежал Дэвид. Он был в бреду, с высокой температурой и все время что-то бессвязно бормотал. Мы немедленно отправили его в больницу. Заключение врачей поразило нас: у Дэвида, как нам сказали, была малярия мозга в прогрессирующей стадии. Я спросил: "Как это может быть? В той части Папуа - Новой Гвинеи не слышно ни о какой малярии". Но врачи подтвердили свой диагноз, их прогноз был неутешителен: Дэвида поразила самая тяжелая форма малярии, и если даже он останется жить, на что мало надежды, ущерб, нанесенный его мозгу, превратит его жизнь в растительное существование".
К счастью, врачам удалось спасти евангелиста. Но с тех пор миссионеры предпочитают лишний раз не злить местных колдунов. Конечно же, сила молитвы может многое, но береженого, как говорится, Бог бережет.
Читайте также: Неоязычество — наше гражданское будущее
Православный священник-экстремал планирует провести у каннибалов несколько дней. Возможно, его пребывание затянется. Целью поездки отца Николая будет журналистское расследование, сопряженное с пастырским интересом. Вот что священник сказал перед отъездом корреспонденту информационного агентства "Мост — Днепр":
"Я преследую три цели. Во-первых, исследование. Возможность посмотреть на определенную проблему с разных сторон, в том числе — духовной, а также со стороны цивилизации и жизни. Во-вторых, мы хотим рассказать людям о результатах наших исследований. Это журналистский проект и в то же время — проповедь. В-третьих, у нас появится дополнительная площадка для общения. В этом проекте у нас сотни, если не тысячи людей, которые летают, плавают, ездят, ходят, лечат. В целом — это человеческая жизнь: интересная, яркая. Движение — это жизнь. И моя поездка в Папуа-Новую Гвинею — это часть данного большого проекта. Я еду к людям, которые живут фактически в каменном веке и практикуют каннибализм. С ними работают миссионеры. Мне интересен внутренний потенциал этих христиан. Какая должна быть у человека сила, чтобы пойти в то неведомое к людям, языка которых ты не знаешь? Что нужно сделать, чтобы тебя поняли?"
Перед поездкой отец Николай был в Афонском монастыре, где попросил благословения у духовника обители. Благословение было получено. В среду, 27 июня, священник отправился в далекое путешествие за океан. Провожали "батюшку-экстремала" его прихожане и члены байкерского сообщества "Ангелы". На прощание батюшка шутливо обмолвился: "Думаю, общение с людоедами поможет мне в пастырском деле. А также в общении с некоторыми чиновниками". Многочисленные провожающие рассмеялись. После этого они пожелали отцу Николаю доброй дороги и скорейшего возвращения.
К слову об Афонском монастыре. В этой древней обители побывали многие православные люди, в том числе, священники, епископы и патриархи. Когда там был отец Николай Несправа, афонские монахи вручили священнику одну из святынь обители, мощи одной из православных подвижниц. Такой чести в этом монастыре удостаивают не каждого священника или епископа.
После возвращения из Новой Гвинеи отец Николай будет готовиться еще к одному серьезному походу. В феврале 2012 священник планирует отправиться во льды Антарктиды.
В епархии обозревателю "Правды.Ру" сегодня сказали, что батюшка вернется к прихожанам достаточно скоро. Впереди великий праздник Почаевской иконы Божьей Матери, а вслед за ним Успенский пост.
Издание желает отцу Николаю скорейшего возвращения.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.