В конце прошлой недели глава Духовного управления мусульман Республики Татарстан, муфтий Гусман хазрат Исхаков добровольно покинул свой пост, мотивировав это решение состоянием здоровья. И. о. председателя ДУМ РТ, первый заместитель Исхакова Ильдус хазрат Фаизов, призвал не искать иных причин достаточно неожиданной отставки бывшего патрона. Очевидно, однако, что уход Исхакова спровоцировали так называемые нурлатские события, точнее, его явно недостаточная реакция на зримое проявление действующего в республике вооруженного исламистского подполья.
25 ноября в результате спецоперации в Нурлатском районе РТ были уничтожены трое исламистов, двумя неделями ранее пытавшихся подорвать машину начальника чистопольского подразделения Центра противодействия экстремизму МВД по РТ. Одним из них, что болезненно напоминает ситуацию в Дагестане, где в ряды боевиков все чаще вступают сыновья высокопоставленных родителей, оказался принявший ислам кряшен, сын бывшего прокурора Чистополя Руслан Спиридонов. Экстремисты, вооруженные автоматами и гранатометами, располагавшие большим количеством патронов, оказали правоохранителям ожесточенное сопротивление.
Чуть позже выяснилось, что группа радикалов не ограничивалась тройкой ликвидированных. Проблема ваххабизма в Татарстане стала очевидной для всех. Учитывая планы кавказских джихадистов по распространению джихада на Поволжье, о чем подробно рассказывала "Правда.Ру", нурлатские события привлекли пристальное внимание федерального центра. Замолчать происшедшее не удалось, и почти через неделю после спецоперации председатель ДУМ РТ выступил с обращением к мусульманам республики, в котором хоть и не одобрил, но и не осудил экстремистов.
По его словам, "недавние события в Нурлатcком районе нашей республики заставили всех нас ещё раз серьезно задуматься". Гусман хазрат Исхаков, напомнив, что в условиях свободы вероисповедания были восстановлены разрушенные и возведены новые мечети и медресе, призвал "каждого сознательного верующего человека" "беречь то, что дано нам Аллахом". Отметив, что "некоторые политические силы у нас в стране не желают нашего спокойствия и мира и всеми путями стремятся посеять вражду и смуту между нами" (мусульманами — прим. автора), муфтий РТ призвал не поддаваться на провокации, отметив, "какой ощутимый урон несет вся мусульманская умма из-за событий, которые произошли недавно".
Подобную реакцию никак нельзя было назвать адекватной. Впрочем, в отчете о проделанной работе, прозвучавшем на пленуме ДУМ, принявшем отставку Гусмана хазрата, о нурлатских событиях вообще ничего не говорилось. Как заметил Ильдус Фаизов, ни муфтий, ни все Духовное управление не считают случившееся провалом в своей работе, поскольку глава ДУМ не отвечает за то, что происходит вне его структуры, а исламисты, понятно, являются внесистемной силой. Однако федеральные и республиканские силовые и иные государственные органы, по всей видимости, считают иначе. Очередное, третье переназначение Гусмана Исхакова на новый пятилетний срок произошло совсем недавно — в феврале ушедшего года, и крайне сомнительно, что его здоровье могло столь серьезно пострадать за такое незначительное время. К тому же бывший главный мусульманин республики уходит не на покой, а к руководству Центром изучения Корана "Рашида", названного в честь его матери. Показательно и то, что муфтий Татарстана решил не объяснять мотивы своего решения, избежав публичных комментариев. На вопросы прессы, где же Гусман хазрат, Ильдус Фаизов посоветовал спросить это у него самого.
Помимо попустительства исламистам и слабой пропаганды традиционного для Татарстана ислама мягкого ханафитского мазхаба, бывшего муфтия обвиняли — правда, анонимно и без представления соответствуюших документов — в многочисленных финансовых нарушениях и нескромном образе жизни. В конце прошлого года в Интернете появились однотипные публикации, повествующие о "беззаконной деятельности" Гусмана хазрата. Возможно, это также сыграло роль в принятии окончательного решения относительно его персоны.
Вопросом вопросов остается кандидатура нового главы Духовного управления, который будет избран через несколько месяцев на внеочередном съезде мусульман республики. Среди возможных вариантов, помимо "местоблюстителя" Ильдуса хазрата Фаизова, называются муфтий Москвы (в составе Центрального духовного управления мусульман, возглавляемого Талгатом Таджутдином) Альбир Крганов, имам казанской мечети Кул-Шариф, популярный проповедник Рамиль Юнусов, муфтий Ханты-Мансийского автономного округа Тагир Саматов (сын покойного казыя Татарстана, всеми уважаемого Габдулхака-хазрата Саматова) и ряд других.
Если исходить из государственных интересов (с которыми, безусловно, совпадают интересы российской уммы), будущий муфтий Татарстана должен провести радикальную зачистку всех структур Духовного управления от ваххабитов и им сочувствующих, сочетая кадрово-организационные меры с усилением ханафитской проповеди. Эта работа отчасти уже началась — по собственному желанию покинул свой пост мухтасиб Буинского района РТ, где сильно фундаменталистское влияние. Лучшей кандидатурой в этом смысле станет, наверное, Ильдус хазрат, считающийся креатурой другого заместителя председателя ДУМ РТ, Валиуллы хазрата Якупова, в последние годы возглавившего в республике борьбу с ваххабитами.
Если же республиканское исламское сообщество и впрямь не желает реализации в Татарстане дагестано-ингушского сценария, пожалуй, есть смысл обратиться к приверженцу жестких антиваххабитских мер, директору Центра исследований Благородного Корана и Пречистой Сунны муфтию Фариду хазрату Салману. В конце девяностых он уже возглавлял татарстанских мусульман, однако затем был вынужден покинуть республику, куда вернулся лишь несколько лет назад. Времена "диалога" с ваххабитами в Татарстане прошли. Изменить ситуацию может только решительная борьба с чуждым российским мусульманам религиозным влиянием, для чего во главе ДУМ необходима сильная, а не техническая фигура.
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.