Происходит виртуализация духовной жизни

Виртуализация духовной жизни - греховная страсть

Сетевой "православный фундаменталист" в реальной жизни запросто может оказаться человеком, который в последний раз был в церкви год назад, "воин джихада" — тем, кто вчера нажал на сайте кнопку "принять ислам", а поклонник "русских богов" — и вовсе евреем по национальности. В чем цель "интернет-религиозности" — обрести свою веру или найти свою стаю?

Центр духовной жизни православных, католиков и армяно-григориан — евхаристия, таинство причащения, которое может совершаться только в храме. Но зачастую бывает так, что в своем приходе христианин не встречает интересных для себя собеседников, не находит друзей, в то время как общение в сети становится гораздо более интеллектуальным и насыщенным: там кипят богословские дискуссии, обсуждаются с христианской точки зрения культурные события. Пользуясь социальными сетями, можно найти тысячи единомышленников по всему миру, а в реальной жизни это возможно далеко не всегда, особенно если ты живешь в небольшом городе, а в твой храм ходит полтора десятка старушек.

В таком случае духовная жизнь христианина становится двойной: в свою церковь он ходит исключительно ради участия в таинствах, без которых христианская жизнь невозможна, а основной "точкой приложения" для него становится интернет-сообщество, где реализовать себя удается в большей степени. Иногда это приводит к тому, что вся духовная жизнь человека переводится в онлайн-режим, а реальное участие в богослужении и таинствах сводится к минимуму или вообще прекращается.

"Интернет — а я имею опыт 20-летнего пребывания в интернете, я пользовался им тогда, когда на Руси его еще не было, а на Западе он только начал развиваться, так называемые дискуссионные группы и новостные группы — это форма человеческой слабости, человеческого греха, несовершенства", — рассказал в интервью "Правде.Ру" иеромонах Макарий Маркиш, известный миссионер, преподаватель Ивановской духовной семинарии.

По его мнению, причина интернет-зависимости, в том числе служащей суррогатом духовной жизни, — та же, по которой "люди пьют, ругаются, дерутся, изменяют женам или мужьям и т.д.", и имя ей — "человеческая слабость".

"Вместо того чтобы заботиться о чем-то реальном, практически важном для себя и для своих близких, для своего духовного и житейского благополучия, люди уходят в игрушечный мир. В точности так же это может быть мир политики, мир коммерции, мир игр — так же может быть и мир православных игр. Признаемся честно — православная игра", — отметил отец Макарий.

Как рассказал он, в то время как "виртуальные христиане" "в этом мире православных игр начинают тратить время, силы, энергию на то, что мутят воду", те, "кто не играет в игры, а хочет узнать новости или получить полезную информацию, заходят, например, на сайт протодиакона Кураева что-то узнать, а вместо этого читают дикий вздор, от которого экран в трубочку сворачивается".

По мнению отца Макария, "виртуализация" духовной жизни обусловлена греховной страстью, которую христианину следует в себе осознать и с ней бороться.

"Прежде чем с чем-то бороться, нужно самому это в себе диагностировать. Как всегда, покаяние начинается с осознания своего греха. Если человек его осознал, уже половина дела сделана. Пока же не осознал, с ним не о чем говорить", — рассказал отец Макарий.

Зависимость от интернет-общения он сравнил с алкогольной зависимостью. "Как с пьяницей — как только он осознает, что пьянствует, перед ним открываются ворота к исправлению. Дальше он идет в церковь, кается, исповедуется, получает конкретный практический совет от священника", — считает иеромонах.

"Что же касается интернета, примите для себя решение — такой-то сайт, такую-то дискуссионную группу блогов не трогать, не открывать. То же самое, как с пьяницей, с игроманом, которым говоришь: не заходи в этот клуб, не трогай стакан с алкоголем", — убежден он.

По мнению отца Макария, "если человек действительно имеет доброе намерение, добрую волю к исправлению, значит, все получится".

Часто даже в религиозных сообществах люди объединяются подобно "плохой" подростковой компании — по принципу "против кого дружим". Хорошим тоном в определенных кругах считается церковное диссидентство. Для того, чтобы тебя в них считали своим, непременно нужно находить у патриарха ереси и заниматься оценкой стоимости его часов. В противном случае тебя запишут в "продавшиеся церковной бюрократии" и перестанут "подавать руку", то есть, простите, держать в друзьях и оставлять у вас комментарии.

"Человеческий грех, человеческая злоба, естественно, ищет себе подобного. Поэтому они ни о чем добром, нормальном, полезном писать не будут, а будут выискивать дрянь. Простите, простейшая русская пословица — "свинья дерьмо найдет". Они ищут этот самый продукт со всем возможным тщанием или им кажется, что находят, это игра. Дальше начинают этой субстанцией бросаться друг в друга или вытаскивать ее на поверхность, радоваться, когда находят очередной кусочек", — охарактеризовал эти настроения отец Макарий.

Как отметил он, "хотелось бы, чтобы эта тенденция умерла скорее, но вряд ли она умрет".

В то же время, по мнению известного миссионера, есть и "нормальные, позитивные сайты". В первую очередь, как считает отец Макарий, к ним следует отнести официальный сайт Патриархии.

"Они служат, прежде всего, источником сведений, информации, знаний", — отметил он.

Впрочем, все перечисленные минусы религиозного сектора рунета отец Макарий не считает поводом отвергать его как зло. "Библиотека содержит все: и умные книги, и похабные журналы. Так же и интернет", — считает он.

"Но у человека, который пользуется интернетом, так же как и библиотекой, есть свободная воля, разум", — убежден иеромонах.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Август 2010 года

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить