Одна из древнейших христианских общин мира — копты в Нижнем Египте — в последние дни оказалась под двойным ударом. Сначала на ее храмы и прихожан обрушились погромы со стороны мусульманских фанатиков, а затем к открытым нападениям на христиан подключилась и египетская армия.
На прошлой неделе центр Каира видел уже не митингующих революционеров, в чьих рядах стояли как христиане, так и мусульмане. В городе шли настоящие бои, с десятками убитых и сотнями раненых, — вооруженные мусульмане атаковали митинговавших против погромов христиан, через несколько дней к нападениям на христиан вместе с фанатиками открыто приступили армейские части. Но мир, пристально следивший через телекамеры и социальные сети за событиями на площади Тахрир всего месяц-полтора назад, сегодня к этим столкновениям остался равнодушен. Лишь отдельные сообщения промелькнули в ленте новостей СМИ, и то — больше ближневосточных.
Копты (от греческого "Aigyptos" — Египет) — прямые потомки строителей пирамид, древних египтян эпохи фараонов, принявшие в первые века новой эры христианство. Сама Коптская Церковь, по преданию, основана евангелистом Марком в I веке нашей эры, поверить в это вполне можно — православие сохранилось у коптов в дохалкидонской форме, то есть они признают лишь догматы, установленные Вселенскими соборами III-IV веков. С VII века копты живут под властью завоевателей-мусульман, и постепенно превратились на своей родине в меньшинство — сейчас они составляют от пяти до десяти процентов 82-миллионного населения Египта (точных цифр нет).
Еще в начале 2000-х годов ситуация для христианского меньшинства в Египте казалась благоприятной. С 2002 года праздник Рождества Христова, который отмечается в Египте 7 января, был провозглашен в стране общенациональным праздником и выходным днем. 1 января 2006 года копт Магди Айуб Искандер был назначен губернатором провинции Кена в Среднем Египте, поблизости от древнего города Луксор. В парламент Египта с 444 депутатскими местами, куда по выборам в 2005 году прошел всего один копт, президент Хосни Мубарак своим волевым решением ввел еще пять представителей христиан.
Читайте также: Египетский Хомейни: завоевать Рим и Иерусалим
Между тем, попытки власти пропорционально представить коптов в парламенте вызвали негодование мусульманских фанатиков. Уже в 2006 году в канун Пасхи в Александрии, северной столице Египта, погромщики напали на три христианские церкви. Был убит один и ранены еще 15 коптов. С началом 2011 года, накануне Рождества, спираль насилия словно сорвалась с катушек. 1 января 2011 года в той же Александрии террорист-смертник в "поясе шахида" взорвал себя среди выходивших из храма христиан — погибли 23 человека и еще около сотни были ранены. (Позже выяснилось, что первоначально нагруженный взрывчаткой и поражающими элементами фанатик собирался произвести взрыв в самом храме, но не смог туда попасть.) Вечером 6 января в городе Наг Хаммади в провинции Кана возвращавшиеся с литургии прихожане были расстреляны из проезжавшей машины — погибли семеро и были ранены около десятка человек. Епископ города Кироллос признался, что давно "чувствовал, что на Рождество что-то произойдет" и поэтому даже завершил литургию на час раньше обычного (возможно, вследствие этого жертв оказалось меньше). Ранее он неоднократно получал на свой мобильный телефон SMS с угрозами о расправе (так что полиция рекомендовала ему вообще не выходить из дома). Вслед за громким "рождественским расстрелом" в Наг Хаммади прошли погромы христианских кварталов. 11 января в городе Эль-Мунья полицейский-мусульманин расстрелял в поезде из своего табельного оружия ехавшую там коптскую семью, убив 71-летнего старика и ранив еще четырех человек. Все эти теракты чаще всего списывались властями надушевнобольных— таковым объявили единственного пойманного после пасхальных погромов 2006 года, так же был классифицирован и отправлен в психбольницу и убийца из Эль-Муньи.
"Революция пирамид" (25 января — 11 февраля 2011 года) вселила в христиан Египта надежды, что со сменой режима Мубарака сменится и вся ситуация в стране. Тем более, что оппозиционеры не уставали подчеркивать, что не поддерживают идеи исламизма и хотят объединить в едином революционном порыве всех египтян, без различия веры. Уже после свержения Мубарака теракт 1 января был на основании неких якобы "найденных документов охранки" приписан уже свергнутому "кровавому режиму".
Однако насилие не утихло. 23 февраля в городе Асьют, в 350 километрах от Каира, был найден с множественными ножевыми ранениями и перерезанным горлом местный священник Дауд Бутрос. Полиция поспешила списать это на ограбление, хотя свидетели видели группу людей в масках, выходившую из квартиры священника с криками "Аллах акбар!". Также выяснилось, что в тех же 20-х числах февраля армейская бронетехника разрушила ограду одного из коптских монастырей, причем солдаты стреляли в монахов из автоматов боевыми патронами. Около двух тысяч коптов вышли тогда на площадь Тахрир в Египте с требованием правосудия и защиты от погромов и убийств.
В ночь с 4 на 5 марта четырехтысячная толпа мусульман напала с "молотов-коктейлями" на дома христиан и христианскую церковь святого Мины и святого Георгия в деревне Суль, в районе Атфиг провинции Хелуан, в 30 километрах от Каира, и сожгла их.
Были убиты двое коптов, убиты или захвачены в заложники священник и три дьякона, многие христианские семьи были вынуждены бежать из деревни. При этом стоявшая в семи километрах от деревни армейская часть с танками не пришла на помощь для усмирения погромщиков. После того как тысячи коптов собрались в последующие дни на митинг в Каире, они были атакованы мусульманами. В ход пошли камни, ножи и огнестрельное оружие. К 9 марта количество погибших в боях в Каире достигло 13 человек и 140 были ранены. 16 марта к мусульманам на помощь пришла армия. Колонну коптских демонстрантов, которая шла по улицам к зданию государственного телевидения в Каире, встретили ряды солдат, которые сначала открыли огонь в воздух, а затем начали избивать коптов дубинками.
Удивительное дело — Мубарака, удержавшего Египет в 1990-е годы от исламистской вооруженной революции, превратившего страну в 2000-е годы в мировой туристический рай и впервые за многие десятилетия давшего христианам места во власти, с легкостью "сдали" либеральные западные правительства и СМИ. Те же западные правительства и СМИ, выражающие глубокую обеспокоенность (вплоть до прямого давления и военного вмешательства) по поводу "подавления народных революций", совершенно спокойно на протяжении многих дней наблюдают за геноцидом христиан в Египте или в Эфиопии, где 2 марта в ходе погромов в городе Асендабо исламистами было сожжено 69 церквей и десять тысяч христиан были вынуждены бежать прочь из своих домов. В аналогичной ситуации постоянного террора уже много лет живут христиане-халдеи в Ираке. Как отметил 21 марта халдейский архиепископ Башар Варда из Эрбиля, в Ираке (но это верно и для иных ближневосточных стран), "с одной стороны, есть отсылки к правам человека, якобы для всех граждан, но с другой стороны, исламский закон для мусульман, составляющих большинство. Исламисты не единственные, кто в этом виновны. Ответственны за это и секуляристы, которые лишь охотятся за прибылями. А правительства всех стран мира отвернулись от нас, как будто нарушения прав человека и условия, близкие к геноциду, в которых живут иракские христиане, носят временный характер".
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.