15 июля 1240 года произошла Невская битва — важное событие в истории Руси ХІІІ века и эпохальное для русского Православия. Сражение воинов Православия и Католичества, благословленных на избиение братьев-христиан, закончилось триумфом первых. Это ли не ответ на вопрос, какой из крестов — Божий, и не свидетельство силы меча, поднятого за правду?
Невская битва, как и все остальные "сражения из агиографий", в настоящее время вызывает оживленную полемику — и отрицание ее исторического значения противниками христианства весьма неудивительно. Ведь оно напрямую связано с прославлением святого благоверного князя Александра Ярославича, в честь этой победы прозванного Невским. И если признать, что Невская битва и подобные ей подвиги князей-христиан значимы для творения русской державности, невозможно отрицать факт: Россию создало Православие, поэтому пусть и не юридически, но де факто оно является государственной религией. А открытое и рискованное выступление в защиту веры говорит об идейной мощи государства и высоком авторитете его правителя в глазах подданных.
Читайте также: Александр Невский - православный рыцарь
Средневековое Католичество оказывала на европейских государей огромное влияние, порой вынуждая последних открыто раболепствовать перед ним, как нуждающегося вассала перед сеньором. Посему даже далекий от идеализации образа святого князя Александра историк И. Данилевский подчеркивает: "В условиях страшных испытаний, обрушившихся на православные земли в первой половине XIII века, Александр — едва ли не единственный из светских правителей — не усомнился в своей духовной правоте, не поколебался в своей вере, не отступился от своего Бога.
Отказываясь от совместных с католиками действий против Орды, он неожиданно становится последним властным оплотом православия, последним защитником всего православного мира. И народ понял и принял это, простив реальному Александру Ярославичу все жестокости и несправедливости, о которых сохранили множество свидетельств древнерусские летописцы".
Для неверующего эти слова могут стать доказательством собственной правоты: "Смотрите, кого вы канонизировали, лицемеры!". Но христианин, не отрицая правдивости слов Данилевского, этим не соблазнится. Не только Александр Невский совершал большие ошибки: и святой царь-пророк Давид, и святой равноапостольный князь Владимир, и практически все угодники Божии хоть раз в жизни грешили жестокостью и несправедливостью. Но суть Православия можно выразить несколькими строками Священного Писания: "Блаженны,чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха" (Рим.4:7-8).
Святой — не значит безгрешный. Тем более, если речь о государе, несущем тяжкий крест правления и подвергающемся соблазнам, которых не знали монахи-затворники. Зачастую не интересует противников православной веры и другое: народ простил — значит, было, за что. Согласитесь: сложно представить в списке даже местночтимых святых Святополка Окаянного или Димитрия Шемяку.
Это ныне, в эпоху религиозного модернизма, Иоанна Грозного, "нового Ирода и нового фараона", как его называет канон святителю Филиппу Московскому, убитому царем, со Распутиным прославлять собрались. А раньше с этим было строже. И народная любовь, прощающая беззакония правителя, свидетельствует о его делах, являющих веру и приносящих пользу державе.
О самом сражении известно до обидного мало: исторические источники не содержат даже точных сведений о численности войска обеих сторон. Какую же пользу принесла державе победа в Невской битве?
В первую очередь, была предотвращена попытка захвата русских земель, начавшаяся с Ладоги. Будучи удачной, она могла привести к дальнейшей консолидации шведских и немецких рыцарских орденов в завоевании территории Руси, после чего о ее суверенитете и развитии державности забыть пришлось бы надолго. И. П. Шаскольский в своей публикации "Невская битва 1240 года в свете данных современной науки" утверждает: "Поскольку и шведские, и немецкие рыцари совершили свои походы на Русь почти одновременно, в одно и то же лето 1240 года, есть все основания полагать, что Швеция и Немецкий рыцарский Орден предварительно договорились о совместных действиях против русских земель. Шведские власти взяли на себя нанесение удара с моря через Неву на Ладогу и Новгород, немецкие рыцари стали наносить удар по суше — на Псков и Новгород.
Таким образом, чтобы использовать исключительно благоприятную ситуацию, единственный раз в истории объединились три силы западноевропейского рыцарства: шведы, немцы и датчане — для нападения на русские земли. Шведские рыцари в случае успеха своего похода рассчитывали захватить берега Невы — единственный для Новгорода и для всей Руси выход к морю — и взять под контроль всю новгородскую внешнюю торговлю. В случае максимального успеха предполагалось захватить всю Новгородскую землю — одну из немногих русских территорий, не разоренных татарами. Захват берегов Невы должен был также облегчить выполнение давней задачи шведской экспансии: завершить завоевание Финляндии".
Читайте также: IV Крестовый поход: брат на брата
Даже если не верить православному преданию, повествующему, что Александр Невский одержал победу по благословению и с помощью святых мучеников-князей Бориса и Глеба, даже если в пух и прах раскритиковать политику его отношений с Ордой, не получится закрыть глаза на один факт. Победа в Невской битве, пусть не самой крупной в истории, помогла оградить Русскую державу от экспансии многих чужеземных противников. Называть ее незначительным событием — все равно что признать, что узурпация Русской земли — мелочь и ерунда. Но до такого, слава Богу, не доходят самые рьяные атеисты.
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.