Отметим, что в условиях напряженности в мире и санкций РФ усиливает сотрудничество по линии БРИКС. Это показала поездка президента в Латинскую Америку. Но как получить от БРИКС не только политические, но и экономические выгоды? Профессор экономического факультета МГУ, директор Института социоэкономики Московской финансово-юридической академии Александр Бузгалин, побывавший на видеоканале Pravda.Ru, считает, что БРИКС нужно создавать альтернативную цивилизацию.
— Состоялся очередной саммит БРИКС — Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка. Видимо уже можно сказать, что БРИКС стал реальной серьезной организацией. Это так?
— Это пока не так, но может быть так. Пока еще только происходит становление.
— Какой экономический смысл у БРИКС?
— Есть довольно серьезный смысл. Это похожие друг на друга страны, правда, сходство скорее внешнее. В классической политэкономии есть такой любимый пример. — Посмотрите на сходство ежа и половой щетки. И там, и там есть щетина. Но если вы сравните ежа с амебой или жабой, окажется, что у ежа с жабой гораздо больше общего — это живые организмы, хотя внешне они непохожи.
Вот у стан БРИКС пока больше — как еж и половая щетка. А будет ли у них действительно экономическое единство — очень интересный вопрос. Оно может быть, потому что объективные основания для этого есть. Прежде всего, у них примерно один уровень развития материально-технической базы и человеческих качеств у граждан. Хотя до сих пор Россия по потенциалу научно-технического и культурного творчества, занимает, если не лидирующее, то точно одно из лидирующих положений.
У них есть сходства в экономической системе, в институтах. Они принадлежат к системе еще незавершенного современного позднего капитализма, находятся в полупериферии. У них примерно одинаковый уровень экономического развития. Так вот одинаковые системы, они могут отталкиваться, потому что они должны конкурировать за одно и то же. У них одинаковое качество рабочей силы. Они будут конкурировать за производство, где ее надо использовать. Они экспортеры сырья, они будут конкурировать за возможность экспорта сырья. Но есть и другой вариант. Они объединяются, проводят скоординированную политику, как страны ОПЕК, скажем.
Читайте также: Как санкции оживили скучающую Россию
— То есть, образование межгосударственного картеля, картелизация?
— Да. И помимо картелизации, есть еще один вариант, когда создается некий аналог Европейского союза, но не сегодняшнего, очень развитого, с единой валютой и парламентом и прочими институтами. А подобие Европейского cоюза примерно сорокалетней давности. Или выстраивается нечто похожее на Совет экономической взаимопомощи. Напомню, в советское время страны Восточной Европы, Монголия, Куба, Советский Союз интегрировались и создали систему, напоминающую Европейский cоюз задолго до самого ЕС. Это был первый опыт такого объединения.
— В странах БРИКС — капитализм, кроме Китая, который остается социалистическим, хотя и развивает частное предпринимательство, рынок. В Китае на самом деле тоже капитализм?
— Да, на мой взгляд, в Китае уже на 80 процентов капитализм, и динамика в пользу капитализма.
— А географическая удаленность не будет преградой для сотрудничества?
— Это не так важно. Есть масса возможностей и проблем, которые никак не связаны с географией. Проблема единой валюты совершенно не связана с географией, потому что сегодняшний мировой финансовый капитал живет к компьютерных сетях. Компьютерным сетям совершенно без разницы, где ты находишься, в Австралии, Антарктиде, деревне Гадюкино, где всегда идут дожди, или в Нью-Йорке на Wall street. Второе. Эти страны обладают возможностями координации в области научно-исследовательской деятельности. Здесь опять-таки пространственная близость совершенно необязательна. Необходима координация и в промышленной политике.
Европа производит промышленной продукции примерно столько, сколько на душу населения, сколько ей нужно. БРИКС должен конкурировать не благодаря дешевой рабочей силе, а за счет хорошего образования, научных достижений, которые мы можем внедрять, потому что наши экономики огромны, за счет талантливых мозгов. Но ресурсов каждой страны в отдельности маловато. Вопрос в том, удастся ли нам собрать вместе потенциал стран и организовать единый центр, чтобы сделать этот прорыв. Нужен прорыв в наиболее передовых технологиях, науке, образовании.
— И в Китае маловато?
— И в Китае маловато. Потому что Китаю все-таки надо кормить полтора миллиарда человек. Валовый продукт Китая в абсолютном исчислении приближается, но еще не достиг Соединенных Штатов Америки. Плюс, это в основном гораздо менее технологически развитый продукт, чем у США.
— Но валовый продукт Америки — это деньги, банки. А валовый продукт Китая — материальные ценности.
— Я сейчас говорю о качестве ресурсов. Я очень критично отношусь к США — центру глобального капитала. Я считаю, что это главный враг человечества. Не страна или не народ, а транснациональные корпорации, которые базируются главным образом в США и Западной Европе. Это финансовый пузырь, который надут. Но не только это. У них зарезервировано сырья столько же, сколько в России всякого разного. У них производство ноу-хау превышает по темпам роста и по объемам производства многие отрасли российской промышленности.
Сегодня можно создать технологию, например, выращивания зерна, которое повысит урожайность на 10 центнеров с гектара. Это будет аналогично производству огромного количества комбайнов, машин для производства и ремонта комбайнов, машин для производства бензина для комбайнов и так далее. Просто тысяча ученых создаст вот эту новую технологию.
Но в экономике США примерно половина валового продукта — это производство того, что людям не нужно. Но это тем не менее пользуется спросом на рынке. Это не только финансовые услуги. Например, огромное количество масскультурной продукции. Они производят огромное количество всяческих игр и симуляторов. Я сто раз говорил и буду повторять, пока каждый телезритель или слушатель, или читатель это не запомнит: в костюме Hugo Boss 90 процентов цены — это производство симулятора, бренда. Это не стоимость ткани, пошива и дизайнерской разработки костюма. Это надутый пузырь. Вот США и надувает этот пузырь. Но ведь за него платят в России, Китае, Индии… Во всем мире мечтают заплатить, вот в чем проблема-то.
Если жители наших стран будут стремиться обязательно покупать по-прежнему Hugo Boss, Rolls-Royce или Mercedes-Benz, мы будем США, Германии, Англии проигрывать. Задача БРИКС — создать альтернативу Hugo Boss. И еще важней — создать альтернативу экономике потребления. В Китае и Индии почти по полтора миллиарда человек. Думаете, можно создать из этих стран общество потребления?
Читайте также: БРИКС даст Америке по рукам
— Конечно.
— А я думаю, что не нужно общество потребления. Можно попытаться создать то, что есть сегодня в США и Европейском cоюзе. Вот это мечта, чтоб мы жили, как США и Европейский Союз через 15 лет. Но они через 15 лет будут жить по-другому и лучше. Поэтому или мы создаем альтернативную стратегию или мы будем сильны количеством, а не качеством, и будем говорить американцам: "Ребята, у вас оружие точнее, у вас ракеты умнее, у вас компьютеры серьезнее, но вас 300 миллионов, а нас 3 миллиарда. И даже если вы убьете в 2 раза больше нас, чем мы убьем вас, мы вас все равно победим". Мне эта стратегия не нравится. Надо развивать свои технологии. Другой вопрос, что ресурсы ограничены. А дальше повышать материальное благосостояние человечества, на мой взгляд, просто бессмысленно.
— Но тогда надо уровень потребления американцев опускать. А захочет ли он опуститься?
— Достаточно опустить 5-10 процентов с безумного сегодняшнего уровня перепотребления. Для этого достаточно опустить большую часть богатого класса. Причем, в том числе в Китае, Индии, России и в других странах, больше всего, конечно, в США. Олигархов надо опускать ниже по объему потребления. А для этого надо менять структуру. Есть такой способ резко сократить валовой продукт, подняв здоровье и долголетие людей. Отказаться от автомобильной цивилизации и перейти на цивилизацию самокатов, велосипедов. Машину производить не надо, автомобильные заводы закрываются. Сталь для автомобилей производить не надо. Нефть для автомобилей добывать не надо. Перерабатывать это все не надо. Огромное количество заводов можно закрыть, потому что они никому не нужны, они продают никому ненужную продукцию.
Не надо создавать автомобильную цивилизацию. Но она уже есть. Значит, надо искать выход из этого тупика. Создавать другую концепцию, переходить на другую ступень развития цивилизации, с новыми ценностями. Если мы хоть немножко изменим эту политику, то у нас есть перспективы. Если мы будем ориентироваться на современную науку, образование и так далее, у нас есть перспективы. Если мы будем всерьез создавать цивилизацию велосипедов. Нельзя шопоголизм делать идеалом. Если создадим 3,5-4 миллиарда шопоголиков, которые все свободное время ходить в шопы, а потом работать, чтоб произвести то, что они в этих шопах будут покупать, — это тупик человечества. Это крах человечества.
Читайте также: Америка, БРИКС на твою голову!
Поэтому либо БРИКС найдет немного другой путь, либо мы будем двигаться в очень плохом направлении к аналогу ситуации накануне Первой мировой войны. Вот такой печальный прогноз. Если БРИКС предложит систему, когда будет работать, как в интернете работает сеть, это будет хороший вариант. Много национальных валют, которые свободно движутся, обмениваются и используются. Фактически такая сеть будет работать, как центр сложного многостороннего клиринга. Это будет отлично.
Если мы будем создавать ситуацию, когда мы во всем мире, будем требовать сокращение финансовых спекуляций, это будет прекрасно. БРИКС надо пожать руку Еще надо ввести налог Тобина — 0,1 процентов на финансовые посредничества. Это будет очень здорово. Если мы сделаем еще несколько таких же шагов, да еще и подружимся с экологами и сильными профсоюзами мировыми, это будет действительно реальная возможность идти в будущее.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.