Еврокомиссия устала ждать от России решения проблемы с утилизационным сбором, который взимается только с импортных автомобилей. На Россию подается первый иск в рамках ВТО. Таким образом, ЕС собирается заставить РФ, как члена торговой организации, лишить отечественных производителей права на гарантию безопасной утилизации транспортного средства.
О решении Европейского союза подать иск на Россию во Всемирную торговую организацию сообщил "Интерфакс" со ссылкой на источник в Минэкономразвития. Претензии ЕС не стали для российских чиновников открытием — недовольство зрело давно, с того самого момента, как 1 сентября 2012 года в РФ вступил в силу закон об утилизационном сборе на легковые и грузовые автомобили, собираемые в пределах страны и ввозимые из-за рубежа. Камнем преткновения стал пункт о возможности наших производителей добровольно принять гарантийные обязательства по обеспечению безопасной утилизации выпускаемых автомобилей. Эта ремарка сразу была воспринята представителями от ЕС как попытка поддержки отечественной автомобильной промышленности со стороны российских властей.
Спору нет — российские производители с удовольствием воспользовались правом не платить утилизационный сбор. Обязательства по переработке автомобилей собственной сборки взяли на себя ОАО "Автоваз", ОАО "КамАЗ", группа "ГАЗ" и Sollers. Европейцев же, как и следовало ожидать, возмутил тот факт, что Россия "не играет по правилам мировой торговли", о чем передает Reuters со ссылкой на источники в дипломатических кругах ЕС.
Читайте также: Ревизор поможет "Газели" отвоевать рынок
"США официально поставили себе задачу после вступления России в ВТО в течение двух-трех лет удвоить экспорт-продажи американских товаров в России, Евросоюз тоже ставит задачу дать своим компаниям дополнительные возможности открывать новые рынки и увеличивать свое присутствие на существующих. Поэтому то, что на Россию подан этот иск — это неудивительно, наши зарубежные партнеры пользуются возможностями после вступления России в ВТО. Они и так уже увеличили свой импорт процентов на 15 в РФ, но стремятся еще больше увеличить, закрепить свое доминирование здесь", — пояснил Правде. Ру президент ЗАО "Новое содружество" Константин Бабкин, подчеркнув, что поле возможностей российского правительства защитить своих производителей значительно сузилось после вступления страны в ВТО.
Почему решение об обращении в суд было принято именно сейчас, вполне объяснимо — до текущего месяца чиновников из ЕС, грубо говоря, "кормили завтраками", обещая 1 июля 2013 года принять законопроект об обязательном утилизационном сборе для отечественных автопроизводителей. Соответствующий документ был одобрен правительственной комиссией в мае и направлен в Государственную думу, где благополучно лежит и по сей день.
Столь вдумчивое отношение к принятию законов, надо заметить, вполне характерно для российских депутатов, и потому привычно для россиян. Но европейцам история с "долгим ящиком" оказалась незнакома и, видимо, по нраву не пришлась. Так и появился первый иск в отношении РФ с момента ее вступления в ВТО в августе 2012-го. Как удачно можно заметить, не прошло и года…
"На самом деле это не противоречит условиям ВТО, — поделился мнением с Правдой. Ру зампред комитета РСПП по промышленной политике и регулированию естественных монополий Владимир Рудашевский, - У них (стран ЕС — прим. ред.) тоже есть всякие обременения, условия применения тех или иных технологий. А мы считаем, что переработка отходов — это тоже часть технологии производства, а не продажи. Мы настаиваем на том, что утилизация является завершающим элементом производства, потому что мы теперь переходим на то, что все производство и всю продажу продукции будем делать по так называемым жизненным циклам. А жизненный цикл заканчивается не тогда, когда товар или машина продана, а когда она работает и продавец осуществляет сервис, и этот сервис, в том числе, включает и переработку отходов".
В то же время эксперт подчеркнул правильность подачи иска со стороны Евросоюза, поскольку это адекватная реакция на ухудшающие условия для импортных товаров. "Но я считаю, что мы правы. И я думаю, что если суд будет достаточно объективен, то мы не проиграем", — заключает господин Рудашевский.
К слову, утилизационный сбор могут не платить не только российские производители машин, обязавшиеся переработать товар собственными силами, но и отдельные категории лиц, ввозящие автопродукцию из-за рубежа. Также этот налог обходит стороной производителей из стран, входящих в Таможенный союз. Средний размер утилизационного сбора составляет 20 тысяч рублей — достаточно весомая сумма для автопромышленников, если помножить ее на количество выпускаемых или импортируемых автомобилей.
Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.