Одной из главных демократических свобод является уверенность работника в том, что его труд справедливо оплачивается и осуществляется в человеческих условиях. За соблюдением трудового права зорко следит профсоюзный комитет, который в случае чего организует забастовку. Но это в теории, а на практике всем сейчас "рулит" мировой финансовый кризис.
Забастовка норвежских нефтяников из Statoil ASA, Exxon Mobil Corp. и BP Plc длилась 16 дней. Рабочие требовали увеличения зарплат, разрешения на досрочный выход на пенсию и улучшения условий труда. После двухнедельного локаута правительство Норвегии назвало претензии работников безосновательными. А глава Минтруда Ханне Бьерстрем заявила, что в соответствии с полномочиями своего ведомства она распорядилась прекратить забастовку в нефтегазовой отрасли в связи с тяжелыми экономическими последствиями, которыми эти действия грозят государству. Представители профсоюзов сообщили, что нефтяники подчинятся этому решению и без задержки вернутся на свои рабочие места.
Читайте также: "Газпром" попробует науку на вкус
Норвегии есть что терять. В случае полной остановки производства дефицит черного золота составил бы 1,2 миллиона баррелей в сутки. Добыча углеводородов в стране уже снизилась на 15 процентов, добыча газа — на семь процентов, а мировые цены на нефть резко поползли вверх. Недовольство политикой компании стоило государству полмиллиарда долларов. Правда, сейчас ситуация стабилизировалась. Нефть дешевеет на фоне новостей о возобновлении добычи в Норвегии, а также на статданных из Китая.
Норвежские власти имеют право вынуждать работников выходить на работу в экстренных случаях, если существует угроза национальным интересам. Видимо, именно таковой госпожа Бьерстрем сочла забастовку нефтяников. Даже процветающим странам есть за что цепляться, когда речь идет о миллионах нефтедолларов.
Так, в Аргентине, упорно пытающейся вернуться на тот экономический уровень, на котором удерживалась до траншей и рекомендаций Международного валютного фонда, компания Pan American Energy в июне остановила добычу нефти на крупнейшем месторождении Cerro Dragon после захвата ряда производственных объектов рабочими, требующими повышения зарплаты.
Эта забастовка могла поставить под угрозу не только добычу всех видов углеводородов на проекте, но и поставку газа с месторождения в близлежащие города. Но так как этот трудовой конфликт совпал по времени с национальной забастовкой работников транспортной отрасли, завершившейся благодаря достигнутым договоренностям, у работников Pan American Energy есть все шансы добиться своего.
В нашей же стране трудовые конфликты нередко являются отголоском дрязг между акционерами, которые не могут разделить между собой полученную прибыль и решить, как ее реализовать.
В Алтайском крае приостановили работу десятки автозаправочных станций — из-за дефицита бензина. А этот самый дефицит возник по вине "Роснефти" и "Газпром нефти", которые отказались отгружать топливо частным операторам. Поэтому сейчас тамошние аграрии испытывают серьезные трудности с нефтепродуктами. Для проведения посевной кампании регион сегодня имеет около 50 тысяч тонн дизельного топлива (65 процентов потребности) и около 15 тысяч тонн бензина (43 процента).
В том же июне-месяце возле офиса РАО ЕЭС собрался пикет в поддержку курганских энергетиков. Первоначально профком выдвигал требование повысить зарплату на 35 процентов, но даже такое повышение рабочие считали слишком скромным. Тем более что трудовые конфликты в автомобильном кластере Санкт-Петербурга превратились в нечто само собой разумеющееся. Сначала сотрудники завода Ford по сборке машин, а теперь вот и работники завода Nissan выступают с требованием увеличить оклады. И в случае провала с переговоров с руководством компании грозят остановить производство.
А долгоиграющий конфликт у алюминиевого гиганта "Русал" и крупнейшего производителя металлов платиновых групп, "Норильского никеля"?.. Прения между Олегом Дерипаской и Владимиром Потаниным продолжаются не один год. И если бы не Михаил Прохоров, бывший владелец блокирующего пакета металлургической компании, то этих качелей, на которых "катаются" работники обеих корпораций, можно было бы избежать. Правда, сейчас позиции владельца "Русала" серьезно пошатнулись — ведь он практически банкрот. И ему еле-еле удалось уговорить последнего кредитора реструктурировать русаловский долг.
Читайте также: Как Костнер с Болдуином из-за BP поссорились
Впрочем, вскоре работникам сырьевого сектора в России все равно придется затянуть пояса. Десятого июля на заседании правительства представители профильных министерств и эксперты приняли решение: власти готовы пересмотреть налоговые взносы и увеличить размер страховых платежей для тех работодателей, чьи сотрудники могут досрочно выходить на пенсию. Это значит, что правительство в надежде на сбалансированную систему и перевод пенсий "на самообеспечение" на самом деле ведет речь о высоких тарифах. А эксперты выступают за более низкие тарифы, зато предлагают ввести для работодателей дополнительные стимулы, чтобы они регулярно проводили переаттестацию и исправно платили страховые взносы.
Таким образом, все чаще получается, что работники жаждут вмешательства государства в трудовой конфликт — ведь только оно способно усмирить алчного работодателя. Но на деле только лишь стратегические компании могут получить защиту правительства, поскольку именно от них зависит объем государственной казны.
Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.
Адрес страницы с ошибкой:
Текст с ошибкой:
Ваш комментарий: