Наживка для Украины: иллюзия победы может оказаться проигрышем

Итоги газового спора Украины и России: что же произошло?

Итак, в ночь с 3 на 4 января переговоры «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» завершились, после чего главы обеих энергетических компаний выступили на совместной пресс-конференции. Обе стороны заявили при этом, что удовлетворены достигнутыми договоренностями. Если судить по тому, что было заявлено украинскими переговорщиками с одной стороны и представителями «Газпрома» с другой, то складывается впечатление, что и украинская сторона и «Газпром» получили в итоге то, чего добивались. В связи с этим возникает подозрение, что либо одна из сторон (украинская или российская, пока не понятно) выдает желаемое за действительное, либо одна из сторон (та или другая) не поняла, под чем поставила свои подписи. Попробуем рассмотреть возможные варианты.

Украинский газовый баланс

Число неизвестных в газовом уравнении можно попробовать сократить, опираясь на утвержденный недавно газовый баланс Украины. Во вторник, 3 января, руководитель пресс-службы премьер-министра Украины Валентин Мондриевский сообщил позицию президента Украины Виктора Ющенко: «без баланса газа в Украине не может быть и речи о транзите по ее территории». В балансе на 2006 год предусмотрено 76,5 млрд. кубометров газа. Из них 20 млрд – газ собственной добычи, 40 млрд – газ, законтрактованный в Туркменистане, и 16,5 млрд – газ, поступающий из Российской Федерации.

Туркменская доля

В прежние годы между Туркменистаном и Украиной имела место бартерная схема в расчетах за газ. По последней из них считалось, что Украина покупает туркменский газ по $60 за 1000 кубометров, но рассчитывается не деньгами, а украинскими товарами на эту сумму. Очевидно цены на украинские товары были, мягко говоря, завышены, потому что президент Туркменистана Сапармурат Ниязов посчитал более выгодными условиями расчет по меньшей ставке ($44 за 1000 кубов), но с расчетом живыми деньгами. По утверждению представителей «Нафтогаза Украины» именно такое соглашение было заключено в конце июня 2005 года с Ашхабадом, в том числе такие же условия распространялись на закупку туркменского газа в объеме 40 млрд кубов в 2006 году. Заключить более долгосрочное соглашение с Туркменбаши (на 2007 год и далее) Киеву не удалось. Ашхабад при этом сослался на договоренности с «Газпромом», вступающими в силу с начала 2007 года, о чем будет сказано ниже.

В ноябре прошлого года, однако, выяснилось, что окончательность цены в $44 за 1000 кубов туркменского газа под большим вопросом. В позапрошлом месяц Туркменбаши заявил, что с 1 января 2006 года цена для всех покупателей составит $60 за 1000 кубов. При этом Ниязов не сделал исключения для Украины, что имело бы место, если бы контракт на 2006 год с «Нафтогазом» существовал в природе и был оформлен как следует. Так или иначе, переговоры с Ашхабадом пришлось возобновлять, в результате чего, как сообщила украинская сторона, удалось согласовать цену на 2006 год на уровне $50.

Однако и здесь нет полной ясности. В частности, глава «Нафтогаза Украины» Алексея Ивченко в эфире украинского «5 канала» вечером 4 января заявил, что цена на туркменский газ для Украины в 2006 году на границе Туркменистана с Узбекистаном в первом полугодии составит $50 за тысячу, а во втором – $60. С учетом транспортировки до российско-украинской границы это составит, по словам Ивченко, $85 и $95 за 1000 кубометров в первом и во втором полугодии соответственно. В общем, информация несколько разноречивая, но предположим пока, что объем 40 млрд кубометров и цена для Украины туркменского газа на 2006 год в размере $85-95 за тысячу – величины постоянные.

Другие константы

Какие еще из величин достигнутых договоренностей можно считать постоянными или условно постоянными, то есть находящимися в допустимых границах. Условно постоянной величиной можно считать собственную газодобычу Украины. Почему условно. Как и в вопросе с туркменским газом здесь нет полной ясности. Еще совсем недавно считалось, что собственная добыча газа на территории Украины составляет не 20 млрд кубометров, а 20% от газового баланса. Называвшиеся в связи с этим абсолютные цифры (17-17.5 млрд кубов) как раз и составляли эту долю. По-видимому, в 2006 году предполагается увеличение собственной добычи до обозначенных в газовом балансе 20 млрд. Если таких объемов добычи достичь не удастся, то недостающий газ придется докупать. Но предположим опять же, что 20 млрд – цифра, не вызывающая сомнений.

Вопрос, в котором совершенно нет никаких разночтений, – это ставка за транзит. «Газпром» будет платить «Нафтогазу» за транзит своего газа в Европу через украинскую территорию $1.6 за тысячу кубометров на 100 км (вместо ставки $1.09, существовавшей в предыдущие годы). По таким же расценкам будет обходиться транспортировка туркменского газа для Украины. Судя по тому, что Алексей Ивченко добавляет к туркменской цене ($50-60) $35 за транспортировку, эта ставка им не оспаривается. Отметим по ходу, что при прежней ставке транспортный довесок к туркменской цене составлял около $20.

Так сколько, на какой период и за какой газ?

Таким образом, если обозначенные выше константы действительно являются «железными», ценовой спор касался той доли украинского газового баланса, которая обеспечивалась поставками из Российской Федерации, то есть 16.5 млрд кубометров. Как известно, «Газпром» сначала назвал цену $160 за тысячу, затем поднял планку до $230.

Обе стороны согласились с тем, что весь импортируемый Украиной газ (из России и Средней Азии) будет поставлять трейдерская компания «РосУкрЭнерго», 50% которой принадлежит «Газпрому», а вторая половина – компании Raiffeisen Investment . Ранее «РосУкрЭнерго» занималась доставкой на Украину только газа из Туркменистана. По словам главы «Газпрома» Алексея Миллера, «Газпром» продаст свой газ для украинских потребителей по цене $230 за 1000 кубометров компании «РосУкрЭнерго», а уже она будет поставлять его Украине.

Вместе с тем, по убеждению Алексея Ивченко, в 2006 году Украина будет закупать газ через посредника «РосУкрЭнерго» по цене 95 долларов за тысячу кубометров, не различая российский и туркменский газ. Ранее из этих его слов можно было предположить, что $95 за 1000 – это, по мнению Ивченко, цена на весь импортный газ, которая будет получаться при смешении более дешевого туркменского газа с дорогим российским. Однако в том же эфире «5 канала» он заявил, что цена за туркменские 40 млрд кубов – это одно, а цена $95 – это стоимость сугубо российской доли для Украины на российско-украинской границе, то есть с учетом доставки. Другими словами, со слов Ивченко выходит, что «РосУкрЭнерго» будет покупать у «Газпрома» газ по $230, а продавать Украине по $95 и речь идет о недостающих в балансе 16.5 млрд кубометров, которые поступят из Российской Федерации. Мало того, по утверждению А.Ивченко, такая цена сохранится на время всего контракта, то есть на 5 лет.

По информации РИА «Новости», высокая цена российского газа для «РосУкрЭнерго» будет компенсироваться более низкой стоимостью газа из Средней Азии. Как пояснил журналистам пресс-секретарь председателя правления «Газпрома» Сергей Куприянов, «РосУкрЭнерго» будет покупать российский газ по цене 230 долларов за тысячу кубометров, после чего этот газ будет смешан с газом, поступающим из центрально-азиатского региона, и в результате «РосУкрЭнерго» будет поставлять в Украину газ, стоимость которого на первом этапе составит 95 долларов за тысячу кубометров.

Нетрудно оценить, что для того, чтобы при смешении получилось $95, доля газа по цене $230 крайне мала. Маловероятно также, чтобы компания «РосУкрЭнерго» работала себе в убыток да еще и в течение 5 лет. Выходит, что кто-то чего-то недопонял… По-видимому, ключевыми словами в пояснениях С.Куприянова является словосочетание «на первом этапе составит». Продолжительность первого этапа при этом, как видно, не расшифровывается. Так или иначе, все документы подписаны и, как говорят на Украине, «бачилы очи, що купувалы» (видели глаза, что покупали).

Вероятнее всего, «Газпром» и «РосУкрЭнерго» сделали все для того, чтобы Украина проглотила наживку. С 1 января следующего года вступает в силу договор «Газпрома» с Туркменистаном, согласно которому с 2007 года (срок окончания действующего украинско-туркменского контракта) россияне будут выкупать практически весь туркменский газ. Контракт заключен сроком на 25 лет. Возврата к бартеру, при этом, уже не будет и серьезных оснований у Украины для пересмотра расценок на транзит в течение 5 лет тоже. За «Газпромом» же по подписанному украинской стороной контракту остается право на уточнение цены на газ по европейской формуле. Отметим, что средняя цена на газ для стран ЕС в 2005 году составляет 240 долларов, а для Германии, например, 255. Пока «Газпром» отказался от сиюминутной выгоды (причем, неочевидной с учетом уровня украинской платежеспособности) в пользу решения нескольких долгосрочных задач.

Таким образом, в лучшем для Украины случае «первый этап» продлится до конца 2006 года и цена на импортный газ будет составлять свыше 85 долларов в первом полугодии и не менее 95 во втором. При любом развитии событий с начала 2007 кроме как у «Газпрома» Украине купить газ будет не у кого. Но люди трезво мыслящие понимают, что перспективы украинской экономики и на текущий год сложно назвать радужными. На днях украинские эксперты в один голос утверждали, что при цене 95 долларов за тысячу кубометров газа химическая промышленность Украины теряет свою рентабельность, а в горно-металлургическом комплексе аналогичная ситуация наступает при цене 103 долл. По словам экспертов, эти две отрасли в сумме дают 30% украинского ВВП, а также 45% всех валютных поступлений от экспортных операций, отмечает РБК.

В пользу того, что дела обстоят именно таким образом, свидетельствует следующий комментарий на случившееся. Бывший глава Службы безопасности Украины и руководитель избирательного штаба Блока Юлии Тимошенко Александр Турчинов обвинил руководство Украины в «измене национальным интересам» в газовом споре с «Газпромом». «Украинская власть мало того, что проиграла, она еще и не поняла, что проиграла», - заявил Турчинов журналистам. Похоже, соратник Юлии Тимошенко в данном случае прав…

Автор Алексей Ковалев
Алексей Ковалев — журналист, внештатный корреспондент международного раздела Правды.Ру