Тихоокеанской рыбе нужна логистика

Куда плывет дальневосточный улов

Рыбный вопрос из-за санкционной войны стал очень актуальным для страны трех океанов — России. Известно, что Дальний Восток богат рыбой. Но стало ли тихоокеанской продукции больше в европейской части России? Об этом в эфире видеостудии Pravda. Ru рассказывает гость из Владивостока, управляющий директор компании "Глобойл терминал" Олег Некрашевич.

— Почему-то у нас теперь самым часто упоминаемым в прессе стал норвежский лосось, попавший под ответные запретительные меры. Мурманские предприятия, которые работали с норвежским лососем, терпят убытки. Но зато Дальний Восток оказался в выигрыше?

— Приморье и весь Дальний Восток в этой ситуации не особо в выгодной ситуации, потому что ничего для Дальнего Востока в общем-то не изменилось. Дальний Восток как работал на своем лососе, так и работает. Ничего для дальневосточного рыбака, чтобы он был заинтересован в отправке рыбы на запад России, пока еще не сделано.

— А разве до этого рыба не попадала на запад России?

— Она попадала и попадает сейчас. И в связи с этими санкциями ничего не изменилось, условия для дальневосточных рыбаков не улучшились.

— Но если на рынке возникает нехватка каких-то продуктов, нишу можно и нужно заполнять. И вы вполне можете поставлять больше рыбы.

— В целом недостатка рыбной продукции с Дальнего Востока на западе России никогда не было. Здесь немножко другая проблема — очень тяжелая логистика, удорожание рыбной продукции в связи с доставкой с Дальнего Востока. Потом это — отсрочка платежей, которые ложатся на рыбаков. Это все сказывается на возможностях отправлять рыбу с Дальнего Востока в центральные районы России.

— Получается, в Японию гораздо проще, быстрей и выгодней отправить?

— Конечно. Рыба, как и любой товар, идет туда, куда выгоднее. Рыбак работает в очень тяжелых условиях. Для того, чтобы выйти на путину, рыбаку предстоит очень долгий путь. Нужно отремонтировать суда. Ремонт судов может быть разный — от ежегодного осмотра до ремонта на класс. Это, во-первых, сроки, а во-вторых, очень и очень большие затраты. Ремонт БАТМ — основные рыбодобывающие суда на Дальнем Востоке — составляет несколько миллионов долларов. Для того, чтобы отремонтировать, нужны деньги.

Потом судно нужно заправить, снабдить продовольствием, промысловым оборудованием и отправить в море. Дальше происходит вылов рыбы. Следом ее нужно доставить до берега на Дальний Восток, перевести по железной дороге и так далее. И довести ее до покупателя. И только тогда, продав эту рыбную продукцию, рыбак получит свои деньги. Этот процесс — от затрат денег до получения денег — может длиться от трех месяцев до полугода. На сегодняшний день дальневосточный рыбак в наших условиях кредитования не может себе позволить такую роскошь и такие длинные деньги.

— И что себе позволяет дальневосточный рыбак? Позволял все прошлые годы?

— Дальневосточный рыбак позволяет себе брать деньги у покупателя рыбы с азиатского рынка. С их стороны идет кредитование, как денежное, так и материальное. Покупка рыбной продукции происходит непосредственно в море.

— Это относится в основном к маленьким компаниям, артелям или к крупным тоже?

— Да, конечно. У нас система сбыта не налажена. Продать в море гораздо проще и выгодней. Некоторые подходят транспорта и перегружают. Но главное дело даже не в том, когда и где ее отдать, а в том, когда получить за нее деньги.

— Японцы сразу же отдают?

— Японцы даже платят предоплату в некоторых случаях. И не только японцы. Японцы не основные потребители нашей рыбной продукции.

— А кто основные?

— Основные потребители — это китайцы. Такие промысловые породы, как минтай (основная продукция, которая производится у нас на Дальнем Востоке), идет на рынок Китая. Вернее, даже не на рынок Китая, она идет на их перерабатывающие заводы, а дальше уже в виде филе в пропорции 70 на 30 идет в Америку и Европу.

— Ну, минтай же у нас считался рыбой для кошек.

— Это традиционно в Советском Союзе минтай считался рыбой для кошек. На самом деле это очень высококачественная белковая продукция, которая используется во всем мире, как белок необходимый в питании во всех учреждениях — в армии, школах, садах, больницах… Потому что это относительно недорогая высокобелковая пища.

Дело в том, что в России основное количество потребителей находится в центральных районах. У нас население на всем Дальнем Востоке — 5 миллионов человек. Должен быть потребитель продукции, но до европейской части страны далеко. Поэтому рыбная продукция идет туда, где есть покупатель.

— А возможно, какую-то часть продукции, более дорогую рыбу, например, камбалу, тот же лосось отправлять самолетом?

— Я про такое не слышал. Это, конечно, очень дорого. Если только рыба будет в парном виде, свежая, имеющая какую-то высокую стоимость, может быть такая логистика и оправдана. Очень небольшую часть, наверное, так можно отправить, если это будет действительно ценная рыба, парная. Конечно, самолетом получится намного быстрее, но тоже достаточно долго. Разумеется, в любом случае будет очень маленькая часть. Это не те объемы, о которых мы говорим.

Беседовала Инна Новикова

Читайте также:

Мировой океан закрыт для рыбаков России?

Мурманская рыба ищет тех, кто умеет работать

Виталий Корнев: В дефиците охлажденной рыбы виноваты наши рыбаки

Эстонская рыба исчезнет с российских прилавков

Рыболовство по-курильски — сколько взял, столько отдай

Перевозку дальневосточной рыбы будут субсидировать

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить