Радикальное снижение пошлин на ввоз в России комплектующих для иномарок уже дало свои первые плоды. Японская автомобилестроительная корпорация Toyota Motor Corporation (ТМС) планирует начать в этом году строительство своего сборочного производства в Ленинградской области. Вчера в Санкт-Петербурге корпорация Toyota объявила о строительстве в промзоне Шушары завода по производству седанов бизнес-класса Camry .
Строительство завода начнется летом этого года. Дочерняя компания TMC "Toyota Motor Manufacturing Russia" планирует начать производство автомобилей в декабре 2007 года. Hовая компания будет организована TMC при участии Европейского банка реконструкции и развития, совет директоров которого одобрил вложение до $15 млн. в покупку до 20% обыкновенных акций российского проекта компании Toyota. На заводе планируется создать около 500 рабочих мест.
В начале производства на заводе планируется выпускать модель Camry в объеме 20 тыс. автомобилей в год. "Решение о расширении ассортимента еще не принято", — отмечается в пресс-релизе компании, на которое ссылается "Интерфакс".
Исполнительный директор TMC Токуичи Ураниси на пресс-конференции в Петербурге заявил, что "после запуска производства во второй половине 2007 года завод будет работать в две смены, чтобы за 2-3 года выйти на проектную мощность в 50 тыс. автомобилей в год".
Если же в России будет налажено конкурентоспособное производство комплектующих, то Toyota может значительно увеличить производство в нашей стране. "Я мечтаю о том времени, когда наш завод сможет увеличить производство до 200 тысяч автомобилей в год, когда экономика России и ее автомобильный рынок укрепятся настолько, что производство комплектующих станет конкурентоспособным в мировом масштабе", — добавил Ураниси.
В настоящее время, как сообщил Ураниси, для петербургского завода комплектующие будут поставляться из Европы, Японии и частично из России. Кроме того, концерном изучается возможность закупки компонентов у российских производителей. "Именно от локализации зависит, насколько Camry из Санкт-Петербурга будет дешевле импортной машины",- заметил Ураниси.
Коммерческие перспективы машины Toyota Camry отечественной сборки эксперты оценивают противоречиво.
С одной стороны, эта машина бизнес-класса пользуется большим спросом в США, где за последние шесть лет Camry стал самым продаваемым легковым автомобилем. В прошлом году Toyota продала на североамериканском континенте 426 990 автомобилей этой модели. Однако результаты по продажам в Западной Европе значительно скромнее — в 2004 году было продано лишь 13 265 Camry.
Председатель совета управляющих ФПГ "Донинвест" (в группу входит ТагАЗ, собирающий легковые Hyundai) Михаил Парамонов сказал "Ведомостям", что у Camry местной сборки большие перспективы, поскольку машина не является конкурентом ничему, что зарубежные автокорпорации производят сейчас в России.
Отметим, что Camry не будет конкурентом отечественному автопрому. Цена этой машины на мировых рынках колеблется от 30 до 40 тысяч долларов. Российские традиционные автозаводы не производят легковых машин такого класса и тем более по такой цене. Данная ценовая ниша скорее ориентирована на людей, которые изначально собирались купить именно иномарку.
Однако, у аналитика "Метрополя" Дениса Нуштаева другое мнение. "Camry стоимостью $29 000-39 000 не лучший выбор для России", — сказал он газете "Ведомости". По его мнению, для завоевания российского рынка лучше было выбрать более дешевую Corolla, которая сейчас завозится в Россию из Турции. Поэтому, полагает он, японская корпорация собирается строить завод в Петербурге с прицелом на европейский рынок.
"В отличие от США, где Camry пользуется сумасшедшей популярностью, в Европе ее продажи очень скромны — эта модель на континенте пока не производится", — говорит Нуштаев.Также он предположил, что половина произведенных на новом заводе машин будет реализовываться в России, а другая половина пойдет на экспорт. "В 2004 году в России было продано 10 тысяч Camry. Возможно, продажи вырастут до 15 тыс. за счет сокращения цены",- предположил аналитик.
Как сообщалось ранее, японская Toyota в 2004 году увеличила продажи автомобилей в РФ через сеть официальных дилеров и авторизованных сервисных станций на 79,1% по сравнению с 2003 годом — до 47 тыс. 426.
Правительство РФ в 2005 году может заключить еще ряд соглашений с иностранными автоконцернами об организации производства в РФ, сообщил министр экономического развития и торговли Герман Греф на брифинге в Петербурге, посвященному подписанию соглашения с Toyota. "Идут переговоры с несколькими крупнейшими автомобильными концернами, вполне возможно, что это не последнее соглашение в текущем году", — сказал он.
Несмотря на то, что Герман Греф отказался назвать следующих инвесторов, известно, что в ближайшие два года собираются построить заводы в России компании Nissan, Skoda, Volkswage. Ближе к 2008 году на нашей земле обустроят свои производства индийская автомобильная компания Tata Motors, а также Land Rover. Раздумывает о строительстве своего производства в России и DaimlerChrysler, руководство которого ждало (и дождалось) снижения пошлин на комплектующие.
Напомним, что в России свои сборочные производства уже открыли американские компании Ford Motor , General Motors, германская BMW, французский Renault, корейские KIA Motors и Hyundai Motors.
Справка
Среди моделей Toyota в 2004 году в России наиболее продаваемой была Corolla — 12 тыс. 973 автомобиля, на втором месте оказалась Camry — 9 тыс. 797.
Японская Toyota Motor Corporation (TMC) планирует после 2010 года занять 15% мирового рынка автомобилей. С начала 2005 года компания продала 1,8 млн. автомобилей на японском рынке и 450 тыс. автомобилей — на внешних рынках.
Общий объем продаж компании в 2004 году составил 7,52 млн. автомобилей.