Накануне на Ямале впервые состоялась зимняя отгрузка нефти с известного Новопортовского месторождения. Нефть эксклюзивного сорта, получившая в прошлом году даже собственное имя Novy Port, впервые в истории вывезли с полуострова Ямал зимой — ее доставят потребителям танкером в сопровождении атомного ледокола. Партия сырья в 16 тысяч тонн доберется до Европы в начале марта.
Это событие, важное не только для компании ОАО "Газпром нефть", но и для всей отрасли, и России в целом, в очередной раз убедительно показало, как важно налаживать эффективное сотрудничество добывающих компаний и властей региона.
В первой зимней отгрузке нефти наравне с зарубежными судами приняли участие и российские ледоколы, "Таймыр" и "50 лет Победы", оба приписаны к Мурманску. Это первый подобный опыт — никто еще не вывозил нефть с Ямала по морю зимой. Географическое положение месторождения — вдали от магистральных нефтепропроводов, считавшееся его недостатком, (раньше сырье отправляли по зимникам и железной дороге), теперь его гордость — к потребителю нефть премиального качества пойдет танкерами по Северному морскому пути — истинно российскому, безопасному, короткому и, что немаловажно, экономичному пути.
Первая зимняя морская отгрузка с Ямала стала подтверждением того, что еще недавно казалось скептикам невозможным. Освоение нового пути позволяет уверенно говорить о том, что одно из самых крупных месторождений Ямала — Новопортовское, будет успешно разрабатываться круглогодично. Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин поздравил представителей компании "Газпром нефть" с событием, которое по праву можно назвать историческим, и искренне поблагодарил за плодотворное сотрудничество, которое нацелено на благо жителей округа.
"Газпром нефть" — это добрый и надежный партнер Ямала. Приоритет правительства региона остается неизменным — это реализация государственных задач по экономическому развитию, бережное отношение к природе Арктики и обеспечение достойного уровня жизни ямальцев, — отметил Дмитрий Кобылкин. — Не сомневаюсь, что успехи "Газпром нефти", такие яркие, как сегодняшняя отгрузка нефти, еще больше укрепят компанию, упрочат наши отношения и в целом будут способствовать дальнейшему социально-экономическому развитию Ямала. А, значит, сделают Россию еще более успешной".
В свою очередь, глава ОАО "Газпром нефть" Александр Дюков отметил, что для дальнейшего развития компании морская отгрузка нефти имеет исключительное значение: "Мы предполагаем сделать отгрузку нефти круглогодичной, и зимняя отгрузка является подтверждением того, что это возможно. В результате мы получим большой опыт работы в таких непростых арктических условиях. Кроме того, чем раньше Новопортовское месторождение выйдет на полную промышленную эксплуатацию, чем раньше мы начнем продавать нефть, тем лучше станут экономические показатели большого проекта!"
"Важность этого события трудно переоценить, — рассказал в интервью Pravda.Ru депутат Государственной думы, член комитета по энергетике Андрей Крутов. — Это очень удобные точки отгрузки по Северному морскому пути. А что касается каких-то конъюнктурных историй, связанных с нынешней ценой на нефть, которая несколько снизилась — это вещи приходящие. Я думаю, что цена на нее восстановится до уровня 90 (плюс минус 10) долларов за баррель уже к концу этого года. Поэтому на рентабельность и окупаемость таких проектов нынешнее колебание цен на нефть тоже не повлияет".
А пример активного, кропотливого и комплексного сотрудничества губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина с руководством добывающих компаний (а на Ямале сегодня трудятся более 50 крупных компаний ТЭКа), с моряками, портовиками, еще раз подтверждает, что без этого сегодня уже не обойтись. Без такой осознанной и осмысленной работы властей региона с предприятиями топливно-энергетического комплекса, с отечественными нефтесервисными структурами, невозможно развивать в регионе капиталоемкие и наукоемкие проекты.
Главам регионов необходим такой диалог, и он должен быть предметный. То есть, нужно у компании четко спрашивать, какая помощь им нужна, может быть, льготы, налоговые, инвестиционные на региональном уровне, чем вообще регион может помочь компаниям. А тогда уже за этой помощью придут и рабочие места, и новые проекты, и новые технологии, в том числе, связанные с импортозамещением.
"Событие очень важное, — считает генеральный директор Инфотэк-терминал, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев, с которым связался корреспондент Pravda. Ru. — В последние годы Северный морской путь все больше освобождается ото льда, поэтому эти операции стали возможны. За ними большое будущее… Естественно, что любой губернатор заинтересован в том, чтобы операции по вывозу товаров, которые производятся на его территории, развивались. И в этом смысле и губернатор ЯНАО, и вся региональная власть тоже участники большого исторического процесса!"
Как сообщили Pravda.Ru в пресс-службе губернатора ЯНАО, проект зимней отгрузки нефти на морские танкеры по временной схеме прошел экологическую экспертизу и был одобрен на общественных слушаниях в декабре 2014-го. От себя добавим, что в этом арктическом регионе ни один проект — ни большой, ни малый — не может быть реализован без общественных слушаний, где экспертами выступают, в том числе, и коренные тундровики. Только с их согласия компания может выйти работать на Ямал.
Оборудование, применяемое в процессе перекачки, сертифицировано и имеет разрешения Ростехнадзора. С месторождения сырье по нефтепроводу длиной более 100 километров доходит до берега Обской губы, к Мысу Каменному, далее — по шланголинии прямо по льду, напрямую в танкеры морского класса. Загрузка хранилищ одного корабля занимает три дня. До мая этого года планируется вывезти более 50 тысяч тонн новопортовской нефти. Но и эта схема — временная. С 2016 года нефть с месторождения будет отгружаться круглый год. Заполнение танкеров будут производить через нефтеналивной терминал башенного типа.
"Все эти работы мы планируем выполнить в этом году с тем, чтобы уже к концу года иметь в эксплуатации, в оперировании мощности, которые позволят добывать и экспортировать порядка 5,5 миллионов тонн, и мы предполагаем дальнейшее увеличение мощностей до 8-8,5 миллионов тонн", - говорит генеральный директор ОАО "Газпром нефть" Александр Дюков.
Отметим также, что инвестиции компании в этот проект в общей сложности составят более 400 миллиардов рублей, в ближайшие три года будет вложено 170 миллиардов. Бюджету Ямала работа месторождения с круглогодичной отгрузкой нефти будет давать серьезные налоговые поступления. Это не считая строительства социальных объектов в рамках соглашения о сотрудничестве между "Газпром нефтью" и правительством Ямала.
Кроме того, руководство нефтяной компании и власти региона поставили подписи под экологическим меморандумом. Отлично вписывается "Новый Порт" и в систему ключевых инвестиционных проектов Ямало-Ненецкого автономного округа, которые дадут дополнительный толчок развитию территории.
Общаясь с журналистами, губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин отметил то, что зимняя отгрузка нефти — еще один факт, говорящий о возрождении Северного морского пути. "Все инфраструктурные проекты — Северный широтный ход, морской порт Сабетта, а также строительство завода "Ямал СПГ", все они способствуют развитию арктической трассы.
Главное, что грузопоток растет. Мы понимаем, что сегодня более комфортно ходить в европейскую часть, но в 2017 году, когда заработает завод "Ямал СПГ", порт Сабетта, активизируется движение по Севморпути, вектор изменится в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. Морские пути здесь будут прокладываться и "нагреваться" ледоколами, в том числе и новыми, класса "Арктика", которые специально под эти проекты сейчас строятся на Балтийском заводе. Безусловно, Обская губа, Гыданская губа станут "горячими участками" Северного морского пути", — подчеркнул губернатор ЯНАО.
И в заключение небольшая справка, которая лишний раз может подтвердить масштабность происшедшего на Ямале накануне. Вообще Новопортовское месторождение — одно из крупнейших из разрабатываемых на Ямале. Именно там и добывается новый сорт экслюзивной нефти "Novy Port". По своим свойствам он относится к категории легких: содержание серы составляет около 0,1 процента, что превосходит не только российскую смесь Urals, но и сорт Brent.
Впервые возможность вывоза сырья с Ямала морем была подтверждена в 2011 году, а в октябре компания завершила первый летний вывоз нефти по Северному морскому пути. Полномасштабную разработку месторождения компания планирует начать в 2016 году, после завершения строительства специализированного терминала для круглогодичной отгрузки нефти.
В общем, остается только пожелать руководству ЯНАО и ОАО "Газпром нефть" и далее крепить сотрудничество, и вместе давай достойные ответы на вызовы нашего непростого времени.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.