Россия в последнее время очень активно взялась за модернизацию судостроения. Так, 69 миллионов рублей получит Архангельская область на развитие судостроительного кластера. Большая часть федеральных средств предназначена на приобретение машин и оборудования, направленного на развитие производства импортозамещающей продукции для судов ледового класса. Почему так важно именно судостроение для России в непростых условиях санкций?
"Судостроение — это глобальная отрасль во всех смыслах понимания этого слова, — рассказал в интервью Pravda.Ru коммерческий директор Московского судостроительного и судоремонтного завода Борис Новосельцев. — В судостроении используется оборудование поставки различных государств, в настоящее время, конечно, судостроительные предприятия из-за санкций Запада испытывают определенные трудности, но это заставляет их обратиться к традиционным российским поставщикам. Я думаю, что это одна из русских отраслей, где сохранились, в общем-то неплохие мощности, да и традиции, и квалификация кадров.
Архангельская область в этом плане одна из основных в России, тут начиналось наше отечественное судостроение, здесь находятся и крупнейшие верфи Северодвинска. Никогда работа не останавливалась практически, а с разной интенсивностью она продолжалась.
Именно в этой отрасли у России есть реальные шансы на успех — судостроение традиционно в нашей стране было на хорошем уровне, поэтому целый ряд заводов отрасли делают продукцию однозначно на уровне и даже выше уровня европейских и мировых стандартов. Прежде всего, конечно, это именно Архангельск, потому что этот судостроительный кластер наиболее продвинутый, наиболее значимый для страны".
"Вопрос этот очень важен, потому что и речной транспорт, и морской транспорт всегда напрямую влияют на развитие экономики, да и его строительство — это очень высокотехнологичная, отрасль, каких пока не так уж и много в стране, — считает депутат Государственной думы ФС РФ, член комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Иван Абрамов, с которым связался корреспондент Pravda.Ru. — Особенно у нас перспективен в этом смысле Северный морской путь, через который мы можем снабжать все северные наши территории, а также делать и транзит, например, от Азии до Европы. То есть Россия у нас может зарабатывать на транспортной экономике. И поэтому развитие судостроения в России — это очень важный аспект. И мы должны развиваться, чтобы мы могли конкурировать со всем миром. И то, что судостроительный кластер Архангельской области, один из самых главных в России, получает поддержку от государства — это безусловная необходимость по нынешним непростым временам!"
Читайте также: Архангельск объединяет усилия по освоению Арктики
Весьма примечательно, что губернатор Архангельской области Игорь Орлов — это вообще-то опытный корабел, судостроитель, долгие годы он работал на верфях Северодвинска, был заместителем генерального директора знаменитого судоремонтного предприятия "Звездочка", потом возглавлял Калининградский судостроительный завод "Янтарь". Игорь Анатольевич имеет огромный опыт в организации эффективного производства.
Интересно также, что эти средства Архангельская область, где, например, находится крупнейшая военная верфь Европы Севмаш, получит из федерального бюджета в 2014 году по итогам конкурса на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров. И деньги целевым образом пойдут на развитие судостроительного кластера Архангельской области. Еще 4 миллиона 800 тысяч рублей на эти цели выделено и из регионального бюджета.
Большая часть федеральных средств — свыше 62 миллионов рублей — предназначена на приобретение машин и оборудования, направленного на конструкторско-технологическое сопровождение и развитие производства импортозамещающей высокотехнологичной продукции — пропульсивных комплексов и их элементов для судов ледового класса.
Кроме того, предусмотрено проведение конференции для участников судостроительного инновационного территориального кластера Архангельской области в целях развития интеграционных процессов в области кадрового и технологического обеспечения процессов судостроения, а также повышение квалификации специалистов организаций-участников кластера, которые занимаются разработкой электронных макетов изделий и управляющих программ для оборудования с числовым программным управлением.
Кластер сформирован в Архангельской области от 9 апреля 2012 года. Решением председателя правительства РФ Д. А. Медведева 28 августа 2012 года судостроительный кластер Архангельской области вошел в перечень 25 пилотных кластеров России.
Читайте также: Архангельск — историческая родина русского кораблестроения
Всего в состав судостроительного инновационного территориального кластера в Архангельской области, сформированного распоряжением губернатора Игоря Орлова в апреле 2012 года, входит более 20 предприятий и организаций. Ключевыми организациями кластера выступают крупнейшие предприятия судостроительной отрасли России: ОАО "Производственное объединение "Севмаш", ОАО "Центр судоремонта "Звездочка", ОАО "Северное производственное объединение "Арктика", ОАО "Северный рейд", ЗАО "Промышленные технологии", НП "Красная кузница", ООО "МРТС Терминал"; научно-исследовательские и научно-образовательные организации и проектно-конструкторские организации: Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, ОАО "Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро "Онега", ООО "ХС Морское проектирование", Архангельский научный центр УрО РАН, ОАО "Конструкторское бюро "Рубин-Север", ЗАО "Биус".
К инфраструктурным организациям кластера относятся: ОАО "Агентство по привлечению инвестиций в Архангельской области" (специализированная организация, осуществляющая методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития кластера), Центр коллективного пользования оборудованием "Арктика" САФУ, Центр пропульсивных систем ОАО "ЦС "Звездочка", Архангельский региональный бизнес-инкубатор.
"Наш проект получил федеральную поддержку, и это показывает, что для государства проект судостроительного кластера, созданного в Архангельской области, носит приоритетный характер, — рассказал Pravda.Ru заместитель губернатора Архангельской области по экономике и финансам Алексей Гришков. — В этом году мы закладываем основу для формирования инжинирингового центра, деятельность которого будет направлена на всех участников. Ключевой задачей этого центра станет развитие и поддержка производства импортозамещающей продукции. Это только начало пути для совместной работы, и мы открыты для всех новых участников".
Кстати, в Архангельской области уже давно познали на собственном опыте, что именно кластерный подход доказывает свою эффективность в региональной экономике. Именно благодаря кластерной кооперации более активным становится крупный бизнес и, что наиболее важно, малый и средний бизнес, а также научные и образовательные организации. Реализация совместных проектов позволяет выводить на качественно новый уровень те производства, которые есть сегодня в регионе. Ну, а светлые головы и золотые руки тут тоже есть — это доказано временем!
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.