Знатоки «актуальной живописи» заподозрили неладное сразу, увидев в анонсах имена кочующих с одной биеннале на другую и давно набивших оскомину однообразием и дешёвым эпатажем своих опусов граждан. Влад Монро и Андрей Бартенев, Дмитрий Врубель и «Синие носы» (Александр Шабуров и Вячеслав Мизин), Ростан Тавасиев и Лена Хадес – все эти широко известные в предельно узких кругах персоны возбуждают в последнее время интерес лишь у своих друзей из числа ангажированных критиков.
Срочно нужно было устроить пиар-акцию, чтобы привлечь внимание прессы и поправить своё реноме среди платёжеспособных лохов, которым навязали мысль, что «актуальное искусство» - это исключительно то, что выставляют на «Винзаводе» в галерее Марата Гельмана, а теперь и в Музее актуального искусства.
Увы, но сенсации не получилось. Проекты памятников Ельцину оказались в подавляющем большинстве пошлым стёбом дурного вкуса, да ещё и сделанным, что называется, за три копейки и на коленке. Так, Ростан Тавасиев предложил создать огромную наклонившуюся стелу, на вершине которой едва стоит большая ваза. Внизу стелу еле держит … маленький зайчик. На вопрос: «Почему зайчик?» автор с глупой улыбкой отвечает: «Потому что больше некому».
На юбилее галереи Марата Гельмана Дмитрий Врубель отметился безвкусными фотоработами на основе снимков с похорон Брежнева. Теперь он предлагает увековечить память. Ельцина на Лубянской площади, установив там некую пародию на Соловецкий камень – каменное изображение телеэкрана, с которого придурковато улыбается полупьяный Ельцин, показывая то ли «козу», то ли знак приветствия хиппи.
А вот что замыслила Лена Хейдиз: «Памятник Борису Николаевичу Ельцину. Биг мак, на котором стоит трон Ельцина, первого президента России, заполнен двумя слоями колбасы и сосисок, символа сытости и благосостояния…Биг мак покоится на плечах атлантов – работниках госбезопасности…» И так далее, и тому подобное.
Конечно, всё это можно рассматривать и как стёб, и как протест против засилья в Москве работ Зураба Церетели – последнее обстоятельство организаторы конкурсной выставки подчёркивали особо. Но при всех претензиях и вполне обоснованных возмущениях в отношении безостановочной деятельности Церетели и его команды, нельзя не видеть, что Зураб – профессионал высочайшего уровня. То, что он поставил производство памятников на поток, что далеко не все его работы удались и вписались в городскую среду, - факт очевидный. Но то, что предлагают для хохмы «альтернативщики», хуже во всех отношениях.
Для знатоков искусства очевидно,что со стен «Музея актуального искусства» и ему подобных галерей веет затхлой плесенью непрофессионального эпигонства зарубежного авангарда, причём тридцатилетней давности. Ну а использование недавней смерти Ельцина для собственного пиара лишний раз подтвердило основной принцип неопостмодернизма – его тотальный аморализм.
Хорошо известно, что отношение граждан России к своему первому президенту предельно противоречивое – от культового обожания до лютой ненависти. Но, думаю, что все согласны с тем, что Ельцин – одна из самых трагических фигур в нашей истории. И запускать через пару месяцев после его смерти бесстыдно-насмешливый проект, созданный хорошо сплочённым, говоря словами Иосифа Бродского, «интернационалом бездарностей», является самым настоящим свинством.
К сожалению, в эту похабную акцию буквально «вляпался» только что созданный Фонд Первого Президента России Б.Н. Ельцина, исполнительным директором которого является авторитетный журналист и медиаменеджер Александр Дроздов, между прочим, внук легендарного Щорса. Судя по тому, что на пресс-конференции господин Дроздов не сразу мог выговорить слово «перфоманс», «актуальная живопись» ему не близка.
Но он не мог не заметить, какого рода «искусство» представляет галерея в Хлыновском тупике. На самом видном месте в ней висит «шедевр» группы «Синие носы» - большая фотография, изображающая одетых в милицейскую форму «голубых», взасос целующихся в берёзовой роще. Эту третьесортную похабель не раз показывал в своей программе «Постскриптум» Алексей Пушков, рассказывая о том, как руководитель ФАККа Михаил Швыдкой и его заместительница по изобразительному искусству Майя Кобахидзе распределяют бюджетные
Стоило Дроздову поинтересоваться и сувенирными открытками с репродукциями работ любимцев галереи, которые разложены около выхода. Наибольшей популярностью пользуется открытка с изображением опуса одиозного «осквернителя икон» Авдея Тер-Оганьяна, которая, как написано на открытке, называется «Фонтана. Х…й. Пространственное представление». Сама картина представляет всем знакомое слово из трёх букв, и больше на ней нет ничего!
Волей неволей вспоминаешь строки из ставшего современной классикой стиха, приписываемого Игорю Иртеньеву: «Не затем надул его Саврасов, чтоб проткнул Авдей Тер-Оганьян. Мало их Никита, пида…сов, по Манежу, чувствую, гонял».
Предельно странно, что столь халтурную, пошлую, бездарную и предельно аморальную конкурсную выставку во всю пиарило Федеральное агентство по культуре и кинематографии. На его официальном сайте несколько раз размещались анонсы этого позорного мероприятия. Михаил Швыдкой , который именно Ельцину обязан своей карьерой и даже был приглашён тамадой на юбилей первого Президента России, должен объяснить, чьи интересы стоят за этим пиаром.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.