29-31 октября в Московском манеже прошла крупнейшая в мире выставка кукол. Около тысячи участников привезли более пяти тысяч кукол из 26 стран. Посетители смогли увидеть работы современных художников и раритетные экспонаты. Были представлены 300-летние швейцарские куклы-автоматы — заводные фигурки, способные рисовать, играть на клавесине и даже писать каллиграфическим почерком.
Посетители познакомились также с игровыми куклами Театра теней, с кукольной продукцией советских фабрик и с традиционными куклами народов мира, увидели игрушки последнего российского императора, уникальные коллекции из основных экспозиций музеев и частных галерей всего мира.
Ключевая концепция 1-й Московской международной выставки "Искусство кукол" 2010 года — "Кукла в контексте культуры". На самом деле, мероприятие представляло собой три проекта в одном: Международную выставку-ярмарку, художественный проект "Куклы в контексте культуры" и премию "Пандора" за лучший вклад в искусство кукол.
Читайте также: Бриллианты для советских инженеров
На художественном проекте "Куклы в контексте истории" были представлены игрушки многих музеев России, среди которых Музей театральных кукол Образцова и Художественно-педагогический музей игрушки Российской академии образования в Сергиевом-Посаде с коллекцией игрушек последнего русского царя Николая II.
Организатором мероприятия стал культурный фонд "Куклы мира". Инициаторы выставки хотели показать, что куклы — это настоящее искусство, а не просто игрушки, причем искусство очень высокого уровня.
О роли куклы в современном мире, об истории искусства игрушки и последних тенденциях в кукольном производстве читателям "Правды.Ру" рассказала дизайнер и театральный художник по костюмам, мастер авторской куклы Оксана Ярмольник:
"У каждой вещи свое назначение. Есть куклы интерьерные, есть коллекционные интерьерные, есть куклы, которыми можно играть, есть те, которые являются частью ритуальных обрядов, и так далее. Кукла — очень-очень древняя игрушка, человеческое изобретение, в котором нуждаются все. И наш первый опыт материнства мы в детстве получаем благодаря именно куклам.
Есть куклы, которые являются произведением искусства, они находятся в музеях, и их делают истинные мастера. Они могут быть сделаны из редких материалов, их приобретают коллекционеры. Сегодня кукла очень часто является арт-объектом.
Я делаю игрушки, текстильных кукол, и на своем опыте могу сказать, что есть куклы, которые понятны и нравятся мне, но не понятны и сложны для восприятия многих людей — и моих знакомых, и нет. Ими они воспринимаются не так, как мной. Но, в принципе, сегодня к куклам интерес повысился опять. Это происходит потому, что кукла — достаточно доступное для понимания и восприятия декоративно-прикладное искусство. В основном, куклами увлекаются и собирают их состоятельные люди. Увлекаются куклами женщины, которые имеют много свободного времени, сами пытаются что-то такое делать и хотят покупать дорогих красивых кукол, потому что для их восприятия это проще, чем антиквариат, чем живопись или что-то в том же духе. Для них это понятней и доставляет им больше удовольствия. Но это те куклы, которые, если так можно сказать, стали более буржуазным атрибутом.
А те куклы, которые находятся в музеях, которые делались в XVIII веке, с невероятными механизмами, — они меня восхищают и поражают. Я считаю, что сегодня такого никто не делает и не сделает уже никогда. Ведь тогда появлялись куклы, которые имитировали человеческие движения, мимику, играли в шахматы, рисовали, пели, вышивали. Представьте себе — были куклы, которые сидели и вышивали крестом!
Или фарфоровые куклы абсолютно нереальной, неземной красоты, которые были облачены в невероятные изысканные туалеты. Это — произведения и скульптуры, и пластики, и в то же время известнейших модельеров, белошвеек, работавших над платьями для этих кукол, и еще массы людей, приложивших руки к произведению этих предметов искусства.
Они делались исключительно для королей, для отпрысков царских особ, а также для удивления и увеселения знатных господ. До нас дошли немногие из них, они находятся в музеях и являются истинными произведениями искусства, науки и техники.
Но и сегодня художник или творческий человек, занимающийся куклами, может создать произведение искусства. Я, например, работаю с текстилем, и, прежде всего, мне нужно придумать образ, который бы нравился именно мне. Я должна полюбить его. И тогда та любовь и та нежность, которые есть внутри меня, реализуются и воплощаются в тех образах, которые я создаю.
Сравнительно недавно у нас появилась чулочная техника создания кукол и сразу стала очень популярна. Но вот эти куклы почему-то все отличаются невероятной уродливостью, какие-то монстры они все. Сам материал, из которого их делают — чулки и колготки — виден, что называется, у них на лице. И те люди, которые пытаются из него что-то такое сделать, создают почему-то сплошные отвратительные личины. Я лично не видела ни одной милой, симпатичной куклы, созданной в этой технике. Обычно это какие-то упыри, вульгарные проститутки, гротесковые сатирические пародии на самых позорных персонажей нашего общества.
Я, когда работаю над своими игрушками, стараюсь от такого уйти. Я пытаюсь сделать свои куклы такими, какие нравились бы мне — и если бы я была маленькой, и сейчас, когда я взрослая, тоже. И я их очень люблю. Наверное, поэтому они и пользуются любовью поклонников моих игрушек, которые присылают мне благодарные отзывы. И я могу, сама получая удовольствие, доставлять и радость людям. Я думаю, что люди от моих кукол, и вообще от хороших кукол, должны становиться добрее".
Все самое интересное читайте в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.