Нестеренко готов вернуться в Москву?

Легендарный русский бас Евгений Нестеренко отметил 70-летний юбилей рождественским концертом в Москве. Это породило надежды, что маэстро готов возвратиться в Россию, чтобы осенью 2009 года возглавить оперную труппу Большого театра.

Евгения Нестеренко, наряду с двумя великими басами из Болгарии – Борисом Христовым и Николаем Гяуровым, принято величать «вторым Шаляпиным». В ноябре 2000 года Нестеренко изрядно опечалил своих российских поклонников, объявив, что уезжает жить и работать в музыкальную столицу мира – Вену.

Это событие маэстро отметил серией прощальных концертов в Большом и Малом залах столичной консерватории. А в разговорах с журналистами не особо скрывал свою неудовлетворённость современным состоянием российской оперы.

И вот за день до своего юбилея, в день Рождества Христова, Евгений Нестеренко принял участие в самом, пожалуй, потрясающем концерте последнего времени – российской премьере «Рождественской оратории», написанной епископом Венским и Австрийским Илларионом. Она состоялась в Большом зале Московской консерватории при участии лучших музыкальных коллективов столицы.

Интересно, что мировая премьера столь высокодуховного сочинения прошла за двадцать дней до этого в Национальной кафедральной базилике столицы США. В Москве же основополагающую арию «Ныне отпущаеши» исполнил Евгений Нестеренко, Он же, как отмечает агентство «Благовест», потрясающе представил изумлённым слушателям два речитатива – отрывки из пророчества Исайи и Первого соборного послания св.Иоанна Богослова.

В кулуарах московской консерватории живо обсуждали возможность возвращения Евгения Нестеренко в Москву, где ему могут предложить должность руководителя оперной труппы Большого театра. На предновогодней пресс-конференции в Историческом музее руководитель Роскультуры Михаил Швыдкой заверил всех, что основная сцена Большого откроется после многолетнего ремонта в октябре 2009 года.

Причём постановкой шедевра русской оперы – «Руслана и Людмилы» Глинки. Меломаны полностью разделяют мысли, выраженные президентом России Владимиром Путиным в поздравительной телеграмме юбиляру. В ней Путин не только упомянул «прекрасные вокальные данные» Нестеренко, но и особо отметил его дар педагога, воспитавшего немало достойных голосов для мировой оперной сцены.

Стоит вспомнить, что мировая известность пришла к Евгению Нестеренко довольно поздно – в 32 года. Он стал золотым лауреатом Четвёртого конкурса имени Чайковского в 1970 году. А до этого триумфа Нестеренко семь лет пел на сцене Малого оперного театра в Ленинграде и уже целых три года преподавал в Ленинградской же консерватории.

В 70-90-е годы Евгений Евгеньевич блистал на самых знаменитых и фешенебельных оперных сценах мира – в миланской «Ла Скала», нью-йоркской «Метрополитен-опера», лондонской «Ковент-Гарден/», легендарной «Колон» в Буэнос-Айрисе. С удовольствием Нестеренко пел и в оперных театрах Мюнхена, Вены, Сан Франциско и многих других городов, не забывая при этом о своём родном Большом театре.

А какие замечательные, вызывавшие бешеный фурор сольные программы представлял маэстро в Большом зале Московской консерватории! Особенно хочется упомянуть первое исполнение одного из самых загадочных и метафизических шедевров позднего Шостаковича – Сюиты на стихи Микеланджело, где Нестеренко достиг совершенно запредельных глубин потусторонности и метафизики.

Очень часто Евгений Евгеньевич выступал с другим классиком – Георгием Свиридовым. И был, кстати, первым исполнителем таких замечательных вокальных циклов мастера как «Три песни» и «Песни на стихи английских поэтов». Кстати, в Гостелерадиофонде хранятся записи 53 только сольных концертов певца. И почему же мы не видим их на канале «Культура»?

О Нестеренко можно говорить бесконечно. Посему позволим лишь упомянуть о некоторых его наградах в качестве доказательства того, что Евгений Евгеньевич должен считаться «арбитром вкуса» в области оперы и вполне достоин возглавить оперную труппу Большого.

Так, в 1981 году в Италии ему вручают медаль «Золотой Виотти» в качестве признания «одним из величайших «Борисов» всех времён». Действительно, разве можно сравнить исполнение Нестеренко заглавной партии в главной русской опере с тем убожеством, которым нас потчевали в Большом театре в последней постановке «Бориса Годунова»?

В 1985 году в Вероне Нестеренко получает приз имени Джованни Дзенателло за исполнение центрального образа в сложнейшей опере Верди «Аттила». В 1992 в Баден-Бадене его чествуют как «одного из величайших басов нашего столетия» престижнейшей премией имени легендарного дирижёра Фуртвенглера. Нам же хотелось особо выделить «Золотой Орфей» Французской национальной Академии грамзаписи за участие в шедевре раннего Бартока «Замок герцога Синяя Борода». Благодаря, прежде всего, Нестеренко эта необычайно трудная и красивая опера получила второе рождение.

И при такой востребованности Евгений Евгеньевич занимался ещё и педагогикой, подготовил две замечательные книги – «Мой метод работы с певцами» и «Размышления о профессии». Многие меломаны полагают, что лучшей персоны для руководства оперной труппой Большого, её творческого и кадрового обновления просто не найти.

Увы, но замечательная певица Маквала Касрашвили не показала себя столь же талантливым организатором творческого процесса. Вокруг Большого театра в последние годы то и дело возникают скандалы.То из-за сомнительного во всех отношениях музыкального материала одиозной оперы некоего «кинокомпозитора» Десятникова «Дети Розенталя». То в связи с исполнительской халтурой в последней постановке «Бориса Годунова» Мусоргского. О скандале с «режиссёрскими находками» при постановке «Евгения Онегина», вызвавшими праведный гнев Галины Вишневской, не писал только ленивый.

В последние месяцы в Большом наметились отрадные перемены. Новая постановка «Пиковой дамы», хотя и не блещет отменными голосами, всё же произвела приятное впечатление. Многого ждут и от сотрудничества с дирижёром Юрием Темиркановым, который уже публично выразил своё неприятие всякого рода эпатажников в оперной режиссуре. Именно Темирканов будет готовить к гоголевскому юбилею возобновление на сцене Большого лучшей оперы Родиона Щедрина «Мёртвые души».

К сожалению, сам Евгений Евгеньевич Нестеренко пока не хочет комментировать свои планы и обстоятельства возвращения в Большой театр. Молчит и нынешний директор Большого Анатолий Иксанов. Скорее всего, это связано с тем, что переговоры с легендарным маэстро ещё не завершены.

По нашей информации, о планах назначения Евгения Нестеренко директором оперной труппы Большого театра объявит начальник управления современного искусства ФАККа Майя Кобахидзе на презентации проекта постановки в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко мистерии Кшиштофа Пендерецкого «Потерянный рай» ( по поэме Мильтона), которая состоится в конце февраля. Кстати, тогда же Роскультура презентует и постановку увлекательной и эмоционально насыщенной оперы Альбана Берга «Лулу» на сцене Детского музыкального театра имени Натальи Сац.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить