В Москве ждут всемирно известного пианиста и дирижера Владимира Фельцмана - сына знаменитого российского композитора-песенника Оскара Фельцмана. 5-го декабря он выступит вместе с Барбарой Хендрикс и Юрием Башметом в Большом зале Московской консерватории. Музыкант, живущий сейчас в США, весьма нечастый гость в России, которую он покинул 21 год тому назад. О том, как Владимиру Фельцману живется вдали от родины, музыкант рассказал корреспонденту «Правды. Ру».
- Как отец повлиял на вас?
- У нас дома царствовала музыка. Но у отца был свой жанр, а у меня – свой. Так что моим первым учителем была мама, которая прекрасно играла на рояле и преподавала в Московской консерватории.
- Почему вы так редко приезжаете в Москву?
- Да, нечасто. Так получается…Зато чаще бываю в Петербурге – там год назад я продирижировал оперой «Таковы все женщины» Моцарта - в новом зале Мариинки, который построил Гергиев. Это - лучший концертный зал в России.
- Вы считаете себя эмигрантом?
- Я себя никем не считаю: ни русским, ни еврейским, ни советским, ни американским. Я родился в России и благодарен музыкальной традиции, русской культуре, литературе – всему, на чем я вырос. Аи считаю себя просто музыкантом.
-А вообще уместно ли сегодня говорить о русской эмиграции?
- Ныне эмиграции не существует, потому что страна открыта, границы открыты. Об эмиграции можно было говорить после большевистского переворота, в послевоенные годы, в 60-е. Сейчас ее нет - люди могут жить, где хотят. Слава Богу. Но русских очень много везде. И в Америке, и в Куала-Лумпуре, и в Сингапуре, и в Гонконге – и везде они неплохо себя чувствуют. И умеют отдохнуть, как никто другой.
- Москва изменилась за 20 лет – с тех пор, как вы уехали?
- Это просто другой город. У людей намного стало больше денег. Таких цен, как в Москве, нет ни в Нью-Йорке, ни в Лондоне, ни в Токио. Москва стала, возможно, самым дорогим городом мира. Не знаю - хорошо это или плохо.
- А музыкальная ситуация стала лучше или хуже?
- Новые люди, масса оркестров – хорошие, средние, малоинтересные. Меломаны остались. Что касается публики, то естественно, что в стране, которая неожиданно стала богатой, люди порой ходят на концерты не потому, что им интересно, а потому что билеты дорогие, потому что престижно, надо, чтобы тебя видели на людях. Но это не имеет никакого отношения ни к музыке, ни к искусству.
- Время классики прошло?
- Не думаю. Люди через 40-50 лет посмотрят на нашу эпоху и выберут 5-6 имен, которые будут рассматриваться ими с тем же уважением, с которым мы смотрим сегодня на определенные фигуры в исполнительском искусстве.
- У вас нет ностальгии по России?
- И никогда не было. Ни по какому поводу. Для меня Россия по географическим данным занимает меньшее место, чем ее культура. А русскую культуру я никогда не терял. Она часть моей жизни и моего сознания. Но для того, чтобы быть с ней вместе - не обязательно жить в Москве.
- В Америке вам уютно?
- Да, я живу в часе езды от Нью-Йорка, на Гудзоне, там чудная природа, яблоневые сады и горы. Я и жена живем с тремя собаками – два французских бульдога и пекинес. Свой пруд, бассейн, около 2 гектаров земли, и мы никого не видим и не слышим.
А при моем образе жизни, когда я много езжу с концертами, 40-50 выступлений каждый год, мотаюсь все время – меня тянет не на Карибы или Бали, а домой. Самый лучший отдых для меня – дома.
- В каком зале сегодня лучшая акустика?
- Есть известные - «Симфони Холл» в Чикаго, «Оркестр Холланд Бостон» - есть и новые, скажем «Дисней Холл», «Лос-Анжелес», выстроенный тем же японским мастером акустики, который строил для Валерия Георгиева в Санкт-Петербурге.
- Как вы относитесь к переложениям в стиле «рок» и т.п. вещам в отношении классической музыки?
- Отрицательно.
- У вас есть хобби?
- Да. Ничего не делать.
- То есть отдыхать?
- Я этого не говорил.
- Как проходит ваш день?
- В шесть – подъем. В девять – спать. Утром делаю определенный курс физических упражнений на спортивных снарядах для рук и ног. Иногда с женой гуляем с собаками до завтрака.
- А что на завтрак?
- Здоровая пища, свежевыжатые соки, фрукты. Хожу в фитнес, плаваю иногда в бассейне.
- Я все же не могу не спросить вас о Бахе – он, кажется, ваш любимый композитор, почему?.. Как вы встретились?
- О, объяснять музыку – дело неблагодарное. Говорить о Бахе, тем более - слова туда не доходят, речь не доходит, вся вот эта ментальность не доходит туда…
Приходят не через слова, а через… иные какие-то места. Поэтому…оставлю ваш вопрос без ответа. Могу сказать, что для меня контакт с Бахом и его музыкой был и продолжает оставаться одной из самых важных встреч в моей жизни.
Это абсолютно живой процесс, который меня подпитывает и вдохновляет каждый Божий день.
Читайте еще в разделе "Культура".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.