В эти дни, когда в Казани завершился очередной Аксенов-фест, уместно лишний раз вспомнить о произведениях советского, российского, американского и французского писателя. Прошло почти 30 лет со дня публикации знаменитого романа Василия Аксенова «Остров Крым», и сейчас, наверное, можно смело сказать, что роман оказался пророческим.
В этой книге писателю удалось пойти дальше своих убеждений и естественного для советского человека недостатка знаний в области страноведения. Он блестяще показал одуряющую ксеноманию, в результате которой люди без сомнений отдают свою страну во власть самых худших представителей духовно близкой им культуры.
Бешеная любовь к Америке была совершенно обычным явлением для советских людей 60-х. Впрочем, любили не только Америку. Любили Англию, Японию, даже Индию. Дело было не совсем в том, что люди не могли туда поехать.
В той же Индии работали многие, да и с поездкой в капстраны Западной Европы у большинства людей больших проблем не было. Не все же работали на секретных заводах или имели родственников, оказавшихся во время Великой Отечественной войны на оккупированных территориях.
И все-таки ксеномания среди советских людей оказалась весьма широко распространена, тогда как типичная для западного общества ксенофобия была редкостью.
У большинства наших людей горячий интерес вызывал как журнал «Америка», так и «Индия». Передача «Клуб кинопутешествий» по качеству не шла ни в какое сравнение с нынешними телешоу подобного рода и имела, как бы сейчас сказали, невероятный рейтинг.
Однако люди любили не государства. Советская власть не позволяла далеко не всем своим гражданам посетить курорты Италии и Франции, однако Петрарку и Бальзака знали все. Представление о стране базировалось на ее высочайших культурых и духовных достижениях, на лучших романах, музыкальных произведениях и фильмах.
Не зря же впоследствии Аксенов писал, что реальная Америка имеет сходство с Америкой его мечтаний разве что «на астральном плане». В подобном же духе выразился Макаревич, сравнивший воображаемый Запад с «планетой, на которой нам уже не побывать».
Аксенов блестяще показал, что могло случиться, если такой ксеноманией были бы охвачены люди Запада. Причем в романе показаны жители не обычных западных стран, а той самой утопии, о которой мечтал и он, и Макаревич.
Итак, вот западный ксеноман-идеалист глазами советских людей. Человек, у которого, казалось бы, все есть, постоянно ездит в Россию – вроде бы чужую страну, потому что его родина – остров Крым. На этом острове – русскоязычное население, которое живет в необычайном богатстве - как физическом, так и духовном.
Там нет бедных, нет безработных, и, кажется, реализован совсем не капитализм, а какой-то суперкоммунизм, который не мог даже присниться Марксу или Энгельсу, а тем более – Ленину.
Все люди богаты и свободны, правительство играет в их жизни анекдотически малую роль, люди проводят время в разнообразных развлечениях (тут и спорт, и музыка, и путешествия и, конечно же, любовь) и практически никто не работает!
Сам Лучников, издатель и редактор популярного издания «Русский курьер» заходит на работу лишь иногда, да и статейки туда время от времени пописывает. Ладно, для его должности это возможно, но вот его сын Антон ведет явно «суперкоммунистическую» жизнь.
Он не получает от отца ни копейки – это ясно из того, что отец в начале романа осведомляется у Антона, как тот зарабатывает на жизнь. И тут выясняется, что девятнадцатилетний юноша промышляет «аском» и игрой в метро на саксофоне, и при этом отнюдь не бедствует.
Крым утопает во всеобщем (!) богатстве и роскоши, и при этом Лучникову хватает наглости заявлять, что это богатство – аморально. В реальном западном мире об аморальности богатства говорят в том случае, если оно нажито за счет чьей-то бедности. Если оно объясняется нищетой пусть не своей, но какой-то чужой страны.
Лучников не сказал, что все дело – в средствах добычи богатства. Ему кажется аморальным богатство само по себе (!) И такой взгляд стороннему человеку представляется действительно аморальным. Но что поделаешь – Лучников попросту не замечает исключительности своей страны, он увлечен СССР.
И это при том, что на его родине нет многих социальных проблем современного мира, например, проституции. Как отмечает один из героев, в Крыму все (!) парни и девушки приглашают друг друга на пистон (!) «Это советский сленг, модный в нынешнем сезоне».
Увы, сейчас мы знаем, что даже в Америке – на родине хиппизма – «детей цветов» было сравнительно немного, а за приглашение девушки «на пистон» молодой человек не только в шестидесятых, но и в наши дни может провести много невеселых часов в полицейском участке.
Однако Лучникову, с точки зрения его советских друзей, неймется. Он вынашивает странную мечту – объединить свою прекрасную родину с тоталитарным СССР. Один из его советских друзей – режиссер Виталий Гангут, узнав о намерении Лучникова, порывает с ним.
Советские туристы и эмигранты в Крыму выражают ему ненависть и презрение. Недовольна даже возлюбленная Лучникова – супруга советского спортивного чиновника Татьяна.
И даже у партийного функционера СССР – Марлена Кузенкова - стремление Лучникова не наладить культурный обмен между странами, а именно объединить их, вызывает смущение. Но несмотря на все это, Лучников от своего странного решения не отступает.
Аксенов показывает, как принимают такого рода решения. Во время одного из путешествий по СССР Лучников записал на магнитофон крики кликуши – сумасшедшей старухи, претендующей на святость.
Эта женщина, узнав о том, что Лучников - гражданин Острова Крым, отказала православному иностранцу в благословении. И заставила этого благословения страстно пожелать - и в связи с этим отдать миллионы счастливых людей под власть тоталитарного режима.
Герой Аксенова путешествует по всему СССР, заезжает во всевозможные магазинчики, в которых практически нет товаров. Он не может не видеть недостатков нашей страны, как осознавал недостатки Америки любой ксеноман. Однако он, как и Сахаров – убежденный сторонник теории конвергенции, причем в самой крайней степени.
Исторические параллели событиям, связанным с попытками слиться в экстазе, мы помним очень хорошо. Были же люди, настаивающие на вхождении России в «европейский дом», тогда как ее там не ждали даже европейские политики.
Кончились все мессианские искания Лучникова, как пророчески показал Аксенов, страшно. Прекрасная страна оказалась растоптана советскими танками. При этом Лучников потерял самых близких ему людей.
Сейчас ясно, как много в реальном СССР было от аксеновского Крыма, а в реальных западных странах – от его страшного тоталитарного СССР. А нечто подобное финалу романа произошло в Москве в 1993 году.
И все-таки мы до сих пор понимаем, что любовь к другим странам - одна и прекраснейших вещей в мире. Но даже она может сыграть с отдельными людьми и целыми культурами злую шутку. Нужно не подавляя своей любви к Америке или Японии, помнить, что нельзя прекращать любить свою страну, заботиться о ее интересах.
Лучников, увлекшись СССР и идеей «Общей судьбы», по сути предал свою Родину. И тоже сделали многие в нашей стране, реальном СССР, реальной России – через десятелетия после опубликования знаменитого романа.
Читайте еще в разделе "Культура".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.