Сегодня в подмосковном Звенигороде большой церковный праздник. В 16.40 состоялась встреча иконы преподобного Саввы (XVII века) у стен Данилова монастыря и крестный ход с иконой в Троицкий собор монастыря. В 17.00 в Рождественском соборе началось всенощное бдение. Торжества проходят в честь 10-летия второго обретения и перенесения из московского Данилова монастыря в звенигородскую Саввино-Сторожевскую обитель мощей ее основателя, одного из самых почитаемых на Руси святых, покровителя Дмитрия Донского и династии Романовых - преподобного Саввы Сторожевского.
«Много лет назад в подмосковный Звенигородский монастырь зашел задумчивый молодой человек, приблизился к его святыням, а чуть позднее прочитал и переписал по-своему старинное Житие основателя обители – игумена Саввы. Это был поэт Александр Пушкин », - так начинает биографию преподобного Саввы Сторожевского историк Константин Ковалев .
Среди замечательных людей любезного Отечества игумен Савва одновременно человек великий и загадочный. Слишком далеко от нас отстоит время, когда проходила его деятельность. В его жизни немало пробелов и недоговоренностей. Слишком часто историкам приходится полагаться на интуицию и выдвигать смелые гипотезы. Лакуны покрываются легким флёром небольшого количества источников и разноголосицы мнений специалистов.
Историкам известна дата преставления, или кончины, звенигородского чудотворца: 3 декабря (по новому стилю – 16 декабря) 1407 года. Предположительно, если верить тому, что Савва был почти ровесником Сергия Радонежского, почил он в бозе 90-летним старцем. Тогда, когда жизнь человеческая – хоть смерда, хоть князя – редко превышала 40-50-летний рубеж, в этом уже была уникальность.
В книге-житии о Савве, написанной спустя полтысячелетия после его кончины, говорится, что, принимая монашеский обет и постриг в Троицком монастыре, «он намерено скрыл свое высокое происхождение, так как предание приписывает ему оставление имущества и заменение мягких одежд власяными рубами».
Если он был сыном именитых родителей, родившись в Звенигороде, то он мог быть даже боярского рода-племени. Звенигород в то время был центром удельного княжества, а местные бояре слыли отменными ратоборцами. Данный удел перешел по наследству от Дмитрия Донского к его сыну, князю Юрию Дмитриевичу.
Имя Савва в переводе с древнееврейского языка означает «вино» или, по другой интерпретации, «стрелец». В арамейском языке оно могло также совпадать со значением слов: «старец» или «друг».
Сейчас старца Савву называют Сторожевским. Почему? Скорее всего, его так не называли при жизни, но именно народная молва дала ему это имя. Иногда преподобного Савву зовут Звенигородским. Как правильнее? Ведь и это имя тоже не возникло в его бытность. Его условно носил потомок Рюриковичей - Юрий Дмитриевич, поскольку оно было признаком княжеской власти. Упоминать старца Савву как Звенигородского, замечает К. Ковалев, стали позднее, когда род князя Юрия и его потомки перестали носить это «имя-титул» и когда сам Звенигород начал приходить в некоторое опустение.
Для придания большей значимости деяниям старца его стали так величать с конца XV - начала XVI века, перед составлением подробных Четьих-Миней митрополитом Макарием. На Руси большинство святых подвижников получали имена по тем местам, с которыми они связали большую часть своей жизни, где они родились, совершали духовные подвиги или проповедовали. И хотя традиция отождествляет имя Саввы со словом «стража» (почти что «секьюрити»), но, скорее всего, оно не «профессиональное», а топонимического происхождения и связано с названием горы-реки.
17 марта 1919 года, согласно постановления Уездного Съезда Советов, в присутствии граждан и духовенства города Звенигорода были вскрыты мощи Саввы Сторожевского, находившегося в монастыре. Сохранился акт вскрытия, подписанный 70 свидетелями. В газете «Октябревка», выпущенной к 12-й годовщине октябрьского переворота Звенигородским райкомом ВКП(б) в 1929 году имеются указания на чудеса, связанный с Саввой, продолжавшие происходить и в эти безбожные времена. Так на страницы официальной советской печати проскальзывала информация о «невидимом житии» старца и крепкой памяти о нем среди людей.
О повышенном интересе Пушкина к личности старца мы уже упоминали. У поэта были свои резоны интересоваться Саввино-Сторожевским монастырем, связанным с детскими воспоминаниями. Он выступил в качестве переводчика, изложив Житие современным русским языком. Одно время здесь жил и лечил больных Антон Павлович Чехов .
На фоне окрестностей Звенигорода фотографировался Федор Шаляпин . О своем посещении обители он писал в письме к Максиму Горькому . Рассказывают, что после очередного колокольного звона знаменитый бас прямо со звонницы пел оперные арии и народные песни.
А вот другой житель Подмосковья – поэт Максимилиан Волошин – среди «культурных» ориентиров называет обитель старца Саввы. Говорили о ней отец и сын Тарковские. Для самых сокровенных сцен своего «Соляриса» режиссер Андрей Тарковский выбрал место у стен основанной Саввой обители. Дом астронавта Криса Кельвина, где он прощается со всем земным и под органные фуги Баха вспоминает свое детство, располагался прямо у стен монастыря. Полагают, что загадочная судьба монастырского колокола легла в основу одной из главных новелл фильма «Андрей Рублев».
Художник Николай Рерих вдохновлялся Звенигородским Сторожевским монастырем. Он стал для него образом идеальной Древней Руси. В своем произведении «Лето Господнее» обитель упоминает писатель Иван Шмелев . О посещении Звенигорода в советские времена отцом Александром Менем и Александром Солженицыном рассказывают так: сначала они гуляли по окрестностям, а потом в голову ожидающего скорого ареста писателю пришла идея выстроить в этом святом месте свою небольшую церковь. К сожалению, эта мечта так и осталась неосуществленной.
Читайте еще в разделе "Культура".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.