На следующей неделе выходит новая книга Нобелевского лауреата по литературе Гюнтера Грасса «Истории темной комнаты». Как и в своем предыдущем произведении «Луковица памяти», писатель вновь обращается к своей биографии. На этот раз он позволяет себе взглянуть на происходящее с точки зрения своих детей и рассказывает о старой фотокамере.
В недавно переведенном на русский язык автобиографическом романе «Луковица памяти» Грасс рассказывал о своем детстве, о войне, не замолчав о нескольких месяцах службы в войсках СС, что вызвало грандиозный скандал вокруг его имени. Юный паренек, которым он некогда был, теперь ему чужд. Словно очищая луковичную кожуру (к слову сказать, книга в оригинале так и называется), писатель добирается до самой сути, до основания, до правды.
«Истории темной комнаты» (“Die Box: Dunkelkammergeschichten”) отчасти может быть отнесена к «продолжению» автобиографии Грасса, поскольку она повествует о времени, наступившем после событий, описанных в «Луковице памяти».
От начала 60-х годов и до получения Нобелевской премии по литературе в 1999 году. Однако перспектива рассказа в корне отличается от предыдущей книги. Грасс больше не копается в тайниках и закоулках собственной памяти, а просто рассказывает.
Литературный патриарх и большой писатель, он берет слово, чтобы поговорить со своими восемью детьми и лишь изредка позволяет себе критические рефлексии. Критики утверждают, что в этом произведении Грасс не предстает в рубище документализма, скорее наоборот, бесится с поэтического жиру.
Попеременно рассказчик и слушатель меняются ролями. В этом ему помогает темная комната, бокс, закуток, где проявляет снимки фотограф и друг семьи Мари, которая снимает на довоенный фотоаппарат AGFA. Камера позволяет высветить темное прошлое, обнаружить в руинах поверженного Берлина исчезнувшую жизнь, позволяет взглянуть в будущее и узнать желания тех, кто предстал перед ее объективом.
Роман начинается традиционным сказочным зачином: «Жили-были отец, который кричал, потому что был старым, его сыновья и дочери». Без сомнения, речь идет о самом Грассе и его восьмерых детях – трех сыновьях и дочери от брака с Анной, двух внебрачных дочках от Вероники Шрётер и Ингрид Крюгер и двух сыновьях, родившихся в браке с его нынешней супругой Утой.
Имена сыновей сильно изменены, вместо Франца, Раоула и Бруно – появляются Пат, Йорш и Таддель. Имена дочерей подверглись меньшей трансформации: Лаура, Хелена и Неле превратились в книге в Лару, Лену и Нана. Фотограф Мария Рама, которой собственно и посвящена книга, сохранила свое имя в неприкосновенности.
Читайте еще в разделе "Культура".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.