Хамы не испортили юбилей Вишневской

Сегодня свой юбилей отмечает великая русская певица Галина Вишневская. Теплые и искренние слова и поздравления ей скажут многие – от президента России до простых меломанов. Нам же хотелось в этот день напомнить о важнейших чертах личности юбилярши, равно как и ее мужа Мстислава Ростроповича, - совести и стремлении защитить высокое искусство от «пачкотни» различного рода пошляков и бездарей.

Нам уже приходилось писать о настоящем подвиге, который совершил четверть века назад Мстислав Ростропович, устроив в Париже судебный процесс с польским режиссером Жулавским. Этот Жулавский, чувствуя, что его дешевый псевдоавангард стремительно выходит из моды, испохабил «Бориса Годунова» Мусоргского. Экранизируя оперу, которую записали Вишневская и Вашингтонский оркестр под управлением Ростроповича, он «сочинил» немало похабных эпизодов с голыми девками и писающими в ведро юродивыми.

Ростропович прекрасно понимал, что отсудить что-либо у подобного «творца» не удастся – свобода самовыражения на Западе важнее элементарных этических норм. Но великому музыканту удалось главное – поднять свой голос в защиту чистоты великой классики и создать Жулавскому достаточно одиозную репутацию халтурщика, пошляка и дешевого русофоба.

Многие тогда задавались вопросом – а зачем Ростроповичу и Вишневской это надо? Зачем эти гении музыки, чей рабочий график составлен на годы вперед и каждый час которых стоит огромных денег, тратят время на такие абстрактные вещи как защита культурных ценностей от кощунственных искажений со стороны всякого рода жулавских? Увы, не могли понять на Западе, что, эмигрировав в силу объективных причин из России, Вишневская и Ростропович сохранили в неприкосновенности свою русскую душу, для которой деньги и внешний успех не являются главными в этой жизни.

Что подтверждает и нынешний протест Галины Павловны против осквернения, против глумления над одной из величайших святынь русской музыкальной классики – оперой Чайковского «Евгений Онегин». История хорошо известна, так что повторяться не будем. Скажем лишь, что собственными глазами лицезрели «откровения» режиссера оперы некоего Дмитрия Чернякова. И ржущий словно в наркотическом опьянении хор, который даже заглушает гениальную музыку Чайковского. И уборщиц, трущих тряпками полы во время исполнения Ленским своей знаменитой арии, признанной одним из шедевров любовной лирики всех времен. Вслед за Галиной Павловной мы тоже хотим вопросить у худсовета Большого театра: «Что сие означает? Что гости бала напились и наблевали?»

Галина Павловна не побоялась испортить себе настроение перед праздником – она написала руководству Большого театра открытое письмо, в котором назвала увиденное единственно возможными для порядочного человека словами – кощунством и бесстыдством. А ведь именно на сцене Большого, где Вишневская блистала в лучших операх мирового репертуара, в том числе и в «Евгении Онегине», и был запланирован праздничный вечер в честь ее юбилея.

Как же прореагировал на справедливую критику Вишневской ставленник Касьянова и Швыдкого, гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов? Вместо того, чтобы поблагодарить великую примадонну, которую в Америке, Европе и Японии справедливо называют «арбитром прекрасного», Иксанов написал Вишневской откровенно хамское письмо, заканчивающееся словами: «А некоторые свои юбилеи справляют дома». И в день юбилея поставил замену – скандальную постановку «Евгения Онегина».

Так что чествовать Вишневскую будут в Большом зале Московской консерватории. А сам конфликт, вызванный совестью и неравнодушием Галины Павловны к издевательству над шедеврами русской оперы, вновь привлек внимание к положению в Большом театре. Весьма нерадостному, скажем прямо.

За годы директорства Иксанова в Большом публика стала свидетелем целой череды возмутительных скандалов. Величайшие дирижеры современности Геннадий Рождественский и Мстислав Ростропович были вынуждены отказаться от работы в нем, поскольку были подвергнуты грязной травле со стороны «музыкальной» и «критической» мафий. Из театра фактически выжили восхитительную во всех отношениях балерину Анастасию Волочкову, грубо нарушив при этом трудовое законодательство. Легендарный хореограф Юрий Григорович также оказался отлученным от театра, где он создавал принесшие Большому мировую славу балеты.

Любимцу публики Николаю Баскову тоже не находится достойного места на сцене Большого, хотя от его творчества уже много лет в восторге сама Монтсеррат Кабалье. Согласитесь, интересная получается картина – легендарная Кабалье в восторге, а у Иксанова и окружения собственное мнение.

Репертуарная политика нынешнего руководства Большого театра производит печальное впечатление, в особенности ,что касается современной оперы, которую мы понимаем как оперу с начала ХХ века. А ведь при советской власти здесь ставили даже «Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока. Специально для Большого писал свои потрясающие «Мертвые души» Родион Щедрин .

Как говорят меломаны, к Иксанову выходили с предложениями поставить такие общепризнанные шедевры современной оперы как «Лулу» Берга, «Дъяволы из Людена» Пендерецкого, «Гармония мира» Хиндемита. Несомненным событием стала бы постановка всемирно известного шедевра «Катя Кабанова» (по «Грозе» Островского) гениального Леоша Яначека.

Но у иксановских – собственная гордость. На казенные средства была создана и поставлена опера некоего Десятникова по либретто «певца фекалий и некрофилии» Сорокина – скучнейшие, эпигонско-претенциозные «Дети Розенталя». Как признался нам куратор творческого планирования Большого Вадим Журавлев, он сейчас не может назвать дату ближайшего спектакля поделки Десятникова-Сорокина. А шуму-то было, шуму, изрядно приправленного казенными средствами!

Такой же шум создает пригретая руководством Большого критика и вокруг «творчества» режиссера Дмитрия Черняков, справедливо возмутившего уважаемую Галину Павловну. Его постановки «Похождений повесы» и «Летучего голландца» у знатоков оперной режиссуры вызвали просто смех. Тем не менее, повторение не самых лучших задов американской и европейской оперной сцены двадцатилетней давности были отмечены не одной «Золотой маской». Остается только догадываться, какие именно «зады» и за что вызвали такой восторг у куратора премии и всемирно известного покровителя молодых актеров и режиссеров Эдуарда Боякова.

Иксанову прекрасно известно, что все эти дешевые трюки типа голых ведьм в «Макбете» или имитаций половых сношений в «Травиате» давно вышли из моды. В конце концов, в России есть «режиссер-новатор» Дмитрий Бертман, уже пятнадцать лет со вкусом эпатирующий публику в «Геликон-опера». То Кармен представит в образе «давно не мамзель, но еще стриказель», то арбузы топором заставляет рубить в «Мазепе». Но если у Бертмана все выглядело остроумно, то, кто проталкивает бездарное трюкачество Чернякова, вопрос предельно интересный.

Зато в Большом сильно преуспели в создании пула «нужной» прессы, которая без удержу восхваляет халтурные «премьеры» - Парин, Бедерова и прочие. Особенно старается некая Мария Райкина, которая так восхитилась мытьем полов и ржаньем хора в «Евгении Онегине», что назвала Чернякова «оперным триумфатором»! Видимо, надеясь, что ее пыл господин Иксанов отметит, так же как в свое время было отмечено старание Вадима Журавлева. Сей журналист «Независимой газеты» и «Газеты» так восторгался «мудрым руководством» Иксанова, что стал руководителем творческого планирования Большого и теперь не вылезает из загранкомандировок, прок от которых мало кому ведом.

А с теми журналистами, кто хочет получить комментарий у Иксанова по поводу его хамства в отношении великой русской певицы , разговор другой. «Я не уполномочена вам помогать», - заявила «Правде.Ру» пресс-секретарь Екатерина Новикова. Пришлось напомнить дамочке, что она работает в Государственном академическом Большом театре, а не в «Частной опере Анатолия Иксанова». «Ну, шлите по факсу, что-нибудь ответим», - со злостью было брошено в ответ.

В такой ситуации взволнованные меломаны ждут слова несравненной Маквалы Касрашвили, возглавляющей оперную труппу Большого театра. Известно, что она давняя почитательница Галины Вишневской и очень переживает в этой ситуации. Может быть голос несравненной Февронии (имена эта партия в светлановской постановке «Китежа» Римского-Корсакова принесла оперной диве мировую славу) поставит на место тех, кто осмелился перед самым юбилеем совести русской оперы Галины Павловны Вишневской на мерзкий и недостойный поступок? Хотя и без этого всем ясно: иксановы приходят и уходят, а Вишневская – это навсегда! Мы уверены и желаем от всего сердца, чтобы следующий свой юбилей Галина Павловна отпраздновала на сцене родного Большого театра.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *