Современное искусство многолико, но что в нем современного? Выбор тем, изощренная техника, необычные идеи? Говорят, нет ничего нового под Луной, откуда же берется то, что мы самовлюбленно именуем СОВРЕМЕННОСТЬ?
Об этом я размышлял на VI Красноярской музейной биеннале, которая открылась 28 июня необычной акцией — гости и участники проехали по улицам города на троллейбусах, превращенных в арт-объекты. Дизайн пассажирских салонов, концептуальные интерьеры на музыкальную, денежную и пожарную темы — все это стало введением к теме праздника современного искусства под названием "Перемещение ценностей — ценность перемещения". Так что же такое современное искусство? Ответ прост — это искусство, которое воплощает ценности, достижения и особенности современной цивилизации. Движение и скорость, ритмы времени, глобальное кочевничество, технологии связи, переплетение и синкретизм культур разных стран и эпох — все это воплотилось в экспозициях выставки.
Наиболее глубоко, на мой взгляд, эта мысль выражена в небольшой работе
Сергея Краснолуцкого "Путешествие орнамента", где в контексте одного
предмета соединены варианты рисунков, создаваемых разными культурами на
протяжении 25 тысячелетий. Все — суть реальные археологические находки:
костяное шило пещерного человека с фигурными насечками, узоры на глиняных кувшинах эпохи каменного века, украшения ручки бронзового ножа древнего тагарца — и так до современных орнаментов на серебряной чайной ложке и денежной купюре. Когда видишь ментальную связь, протянувшуюся через тысячелетия — потрясает до глубины души. Интересно, что Сергей
Краснолуцкий сейчас раскапывает останки динозавров в угольных разрезах Красноярского края — это, согласитесь, тоже тема.
Неожиданные эффекты возникают, когда методы искусств из разных эпох
накладываются один на другой. Синтез продемонстрирован в работах
"Торжество перспективы" Олега Ампилогова с учениками. Художественная роспись тарелок — прием, распространенный в XVIII веке, здесь соединен с принципами сферической перспективы, используемыми в фотографии благодаря объективу "рыбий глаз". В таком ракурсе даны перспективы улиц Красноярска, что усиливает концептуальный эффект.
Особенно впечатляющий проект VI Биеннале — баржа "Северный завоз", где в
контейнерах размещаются экспозиции разного типа. От художественных
выставок и перформансов, до фантастических по своей идее акций, видимых только через специальное отверстие в стенке контейнера. И все это — на грузовой платформе, которая качается, обтекаемая водами Енисея.
Течение времени. Оно запечатлено в работе японца Ахиро Такахаси из
Йокогамы — видим серию фотографий, где сняты предметы, оказавшиеся волей
случая на дне реки Цуруми и открывшиеся взору художника, когда река
пересохла. Воспоминание о реке забвения, подземном Стиксе, вводят нас в
область мифологического сознания. Оно воплощено в работе Виктора Сачивко "Бегство в Египет" - нечто вроде рассказа в сценках из цветных лепных фигурок внутри пространства черного куба, а галерею полотен с как бы хроникальными изображениями разных войн (включая дымящиеся пирамиды) автор Константин Батынков назвал "Хочешь увидеть мир — стань солдатом".
Тема войны необычно эффектно подана в работе Сергея Ковалевского, где зрителю приходится проходить через ряды висящихсолдатских шинелей — у всех, кто был в армии, это порождает целую волну эмоций. А художники из Австрии Петер Ноевер , Сепп Мюллер и Михаэль Эмбахер превращают нацистскую боевую башню в международный центр искусства.
К сожалению, не все на выставке интересно и достойно. Порой, срабатывает
эффект прежних времен, когда столичные артисты везли в провинцию вторичное барахло. Вот и сейчас, московский гость Плуцер-Сарно выставил у нас экспозицию "Музей объявлений", где даны увеличенные изображения и
оригиналы настенных текстов, афиш, записок и пр. Идея, мало сказать, что не оригинальна, она позаимствована у известного фотохудожника Валерия Стигнеева , который аналогичную коллекцию фотографий представлял много лет назад под названием "Русский Интернет" в московской галерее наивного искусства Между прочим, в то время критики отмечали, что фотографирование настенных объявлений, скорее, не искусство, а социальный репортаж. Так и здесь: Плуцер-Сарно даже снабдил свою экспозицию текстовыми сентенциями насчет культурного уровня и грамотности авторов объявлений. Однако вряд ли псевдофилософские примочки могут превратить плагиат в оригинальное произведение. Видимо, московский гость переживал из-за этого, поэтому на открытии выставки, облачившись в глухой пиджак и галстук, он потешно потел и все время вытирал голову платком.
Кстати, о работах Валерия Стигнеева легко узнать из интернет-публикаций,
и непонятно на что рассчитывал компилятор, предлагая сибирякам своих клонов. Так компьютерные средства связи помогают корректировать развитие
современного искусства.
Известно, что электронные технологии породили такое специфическое
направление, как видео-арт. На VI Красноярском биеннале это направление
было представлено работой Олега Пономарева и авангардным фильмом Клеменса фон Ведемейера . А Биргит Рамзауэр экспонирует инсталляцию, составной частью которой является нарезка из аудио-шумов берлинского, нью-йоркского и московского метрополитенов. (Художница обещала, что когда в Красноярске закончат строительство метро, она присоединит к коллекции и здешнее подземное постукивание.
Раз уж мы перешли от визуальной модальности к слуховой, скажем несколько
слов о музыкальной программе биеннале. Помимо красноярских и новосибирских рок- и джаз-групп здесь широко была представлена так называемая этномузыка, которую исполняют артисты из Тывы, Хакасии, Алтая, Красноярска и Москвы. Особенно интересны Саинхо Намчилак и Сергей Летов с программой "Ирландия-Тыва-Москва", показывающей архетипические созвучия различных культур. Много интересного можно услышать в течение пяти дней на концертных площадках фестиваля.
В рамках VI Красноярской музейной биеннале "Перемещение ценностей —
ценность перемещения", проходят также дискуссионные "круглые столы",
посвященные проблемам культуры, мастер-класс графического дизайна Андрея Логвина и различные художественные акции. Во всем этом виден основной признак современного искусства — тот, которого раньше не было никогда — перед нами грандиозная попытка синтезировать в единое целое разорванные образы мира: далекое и близкое, высокое и низкое, внешнее и внутреннее, былое и будущее.
Специально для "Правды.Ру"
Павел Полуян, Красноярск
По теме: Биеннале
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.